К выходу фильма «Та еще парочка», где Сет Роген возбуждается от политической речи, а Шарлиз Терон просит придушить ее в постели, «КиноРепортер» вспоминает еще десять фильмов умирающего жанра.
«Медовый месяц»
Реж. Надежда Кошеверова, 1956
Красавица, профессорская дочка, выпускница мединститута, кокетка и коренная ленинградка Людочка о браке всерьез не задумывается. Но узнав, что после выпуска ей грозит распределение к черту на кулички, спешно выскакивает замуж за влюбленного в нее Алексея, который после распределения может остаться в Ленинграде, но хочет отправиться в Сибирь. Придется легкомысленной барышне не только ехать в рабочий поселок, где ожидает жизнь со всеми неудобствами, но и наладить отношения с новоявленным мужем.
У такой истории были все заявки на то, чтобы стать пропагандистским памфлетом: выпускники вузов, вы срочно нужны во всех местах нашей большой страны! Но картину снимала великая сказочница Надежда Кошеверова, создательница волшебной «Золушки», поэтому лозунговая часть уходит на десятый план. Трудности жизни на периферии показаны без прикрас. История любви не отполирована советским глянцем: героиня выходит замуж по расчету. Расчет оказался неверным, поэтому мы до сих пор с удовольствием наблюдаем, как персонажи молодых и задорных Людмилы Касаткиной и Павла Кадочникова высекают искры в перепалках, достойных Бенедикта с Беатриче, и постепенно приходят к романтической и немножко сказочной взаимной любви.
«Цветок кактуса»
Реж. Джин Сэкс, 1969
Холостяк-дантист крутит роман с длинноногой блондинкой, на которой не хочет жениться, поэтому врет, что давно женат. Потом под давлением обстоятельств передумает и готовится сделать ей предложение, как вдруг блондинка начинает настаивать на встрече с его женой, чтобы убедиться: между ними все кончено, и она не выступит в роли подлой разлучницы. Дантист уговаривает свою помощницу Стефани, ответственную женщину без личной жизни, притвориться его супругой.
Довольно наивный сюжет этой комедии положений вряд ли бы выстрелил, засияв ярче тысячи солнц, если бы не актерский состав, придающий десятикратный вес диалогам. Легендарный комик Уолтер Мэттау, напряженно потея, влезает в ситуации, на которые физически тяжело, но очень смешно смотреть. Юная Голди Хоун, впервые появившаяся на экране, сверкает ногами, хлопает мультяшными глазами и успешно воплощает собой беззаботный дух психоделических 60-х, которые вот-вот пройдут. Но настоящая тяжелая артиллерия — это Ингрид Бергман, спустившаяся с пьедестала, чтобы сыграть запыленную одинокой жизнью «серую мышь», — тот самый скрытый до поры цветок, который обязательно расцветет.
«Французский поцелуй»
Реж. Лоуренс Кэздан, 1995
Во всех смыслах положительная американка Кейт (Мег Райан) отпускает жениха на конференцию в Париж, где он очаровывается французским шармом какой-то мадемуазель. Не желая сдаваться без боя, Кейт, преодолевая жуткую фобию, садится в самолет и летит в Париж, чтобы вернуть любимого. В этом деле ей очень мешает грубоватый француз Люк (Кевин Клайн), утверждающий, что, если от вас ушли, еще неизвестно, кому повезло.
Американский фильм о Франции означает миллион стереотипов от сыра с вином до преувеличенного уровня парижской преступности: не успеешь отвернуться, как сопрут чемодан. Но стереотипы, хоть и поданные с чопорной интонацией «Европа загнивает», не портят обаяния фильма. Он легок, ироничен и красив: тут и прохладный серо-голубой полумрак парижских улиц, и буйная зелень виноградников, и утомленный солнцем Лазурный берег. Американка, застегнутая на все пуговицы, под воздействием нового фривольного знакомого все сильнее расслабляется, а для него оказывается полезным американский психоанализ и трезвый взгляд на вещи. Оказывается, что Нью-Йорк с Парижем могут быть созданы друг для друга.
«У зеркала два лица»
Реж. Барбра Стрейзанд, 1996
Импозантный профессор математики (Джефф Бриджес), устав от романов с девицами, которые смеются, услышав слово «многочлен», хочет обрести спутницу жизни для души и головы, а не для постели. И находит Роуз, преподающую литературу в том же университете: и умом, и всем взяла, с оригинальным лицом Барбры Стрейзанд. Роуз, выросшая в тени красивых матери и сестры, готова на любые отношения. Но только поначалу.
Над этой безбожно сентиментальной лентой в финале не стыдно плакать даже мужчинам. Во-первых, звучит Пуччини, что несколько извиняет ваши слезы, во-вторых, Джефф Бриджес, прибегающий в невменяемом состоянии под окна любимой женщины, — одна из самых трогательных вещей, которыми воздействовал на нас Голливуд. И пусть Барбра, пользуясь режиссерским статусом, упирает на то, что она может быть красавицей, — она действительно может ею быть, как и любая женщина с любым лицом, если в глазах светится ум, в улыбке — понимание, а с уст слетают простые, всем известные и гениальные истины: «Так почему же мы мечтаем о любви, хотя она бывает мимолетной и может принести боль? Да потому, что пока она длится, это охренеть, как здорово».
«Лучше, чем секс»
Реж. Джонатан Теплицки, 2000
Фотограф Джош живет в Лондоне и заехал в Австралию ненадолго. Через три дня он опять уедет, поэтому, познакомившись на вечеринке с модельершей Синтией, не планировал ничего, кроме ни к чему не обязывающей жаркой ночи. И Синтия не планировала, поэтому оба порядком удивились, когда наутро он остался. А потом остался еще на одну ночь.
«О, эти великие истории любви, начинающиеся с перепихона под алкоголем», — фыркнут циники, да, пожалуй, и реалисты. Скептикам австралийский фильм и адресован: показать, что любовь может вырасти даже из одноразового секса, если в человеке есть хотя бы гран заинтересованности в других людях. И тогда болтовня, может быть, превратится в разговор, секс — в близость, а посторонний — в того, кого ты всегда хотел встретить. Разыгрывают эту оптимистичную историю щеголяющие наготой Дэвид Уэнам и Сьюзи Портер, чьи веснушки и щели между зубов станут роднее для зрителя, чем идеальная красота суперзвезд, вылепленная в спортзалах и кабинетах стоматологов.
«Любовь и сигареты»
Реж. Джон Туртурро, 2005
Строительный рабочий Ник (Джеймс Гандольфини) ухитряется влюбить в себя рыжеволосую секс-богиню (Кейт Уинслет), не вынимающую сигарету изо рта. А дома у него есть другая рыжая богиня (Сьюзен Сарандон), которая родила ему трех дочерей и долгие годы была верной женой.
Фильм снял любимец братьев Коэнов Джон Туртурро, но могли бы снять и сами Коэны: тут есть черный юмор, общее раздолбайство, хорошая доля абсурда и Стив Бушеми в строительной каске. Правда, если у Коэнов совсем нет обычных, нормальных людей, одни фрики, то у Туртурро — есть. Еще братья вряд ли когда-нибудь снимут мюзикл, слишком простонародная забава для этих утонченных интеллектуалов, а Туртурро добродушно веселится, с удовольствием показывая красивых женщин, красное латексное платье Уинслет, облегающее ее бомбические формы, торжество рыжих волос, неброскую красоту городских пейзажей. Герои сыплют скабрезностями и вульгарностями, закатывают скандалы, а потом вдруг все становится милым, трогательным и о любви.
«Игра в правду»
Реж. Виктор Шамиров, 2013
Трое друзей, знакомых со времен институтской юности, собираются у одного из них дома, чтобы накатить и пообщаться. Хозяин квартиры обещает сюрприз: к ним должна присоединиться подруга молодости Майя, в которую они все когда-то были влюблены. Майя появляется, и вместе с нею — еще много других сюрпризов.
Этот камерный, освещенный летним солнцем и омытый освежающим дождем, фильм Виктора Шамирова способен вернуть веру, надежду и любовь даже тем, кто их давно потерял. Написанный по французскому сценарию Филиппа Леллуша, сюжет безболезненно перенесен в отечественные реалии, в кои-то веки не удручающие, а в уютное безвременные, когда политическая картина и экономическая ситуация за окнами старой квартиры, где собрались друзья, не имеет значения. Всегда тонкий и лиричный у Шамирова Гоша Куценко, а также Константин Юшкевич, Ирина Апексимова и покойный, увы, Дмитрий Марьянов разыгрывают веселую, грустную и нежную историю про сердца четырех, выступая эталонным экранным квартетом.
«Секреты секса и любви»
Реж. Пако Леон, 2016
В перенасыщенном красками жарком Мадриде есть пары и одиночки. Одна девушка давно ждет предложения от любимого, другая возбуждается от прикосновения к шелку, у третьей не было оргазма за все время в браке, у четвертой разладился с мужем секс. Есть еще девушка, которая хочет себе силиконовую грудь. Получат ли все желаемое?
В испанском фильме любовь неотделима от секса. Странности и новшества, которые являются для большинства табу, рассматриваются с благожелательным интересом и юмором, начиная со вступительных кадров, где половой акт зарифмован с самыми дурацкими образами из плохих фильмов, а изливающаяся сперма проиллюстрирована струйкой воды из кипящего чайника. Но дело не в том, как у кого-то кипело в трусах, а в зарисовках о жителях большого города и их больших надеждах. Конечно, мечты сбудутся, а проблемы испарятся: мадридское лето все поправит и научит наслаждаться своими перверсиями.
«Любовь и прочий зоопарк»
Реж. Антони Кордье, 2017
Гаспар возвращается домой к своей непростой семье, которая содержит зоопарк в живописной провинции. Прихватив с собой фальшивую девушку во избежание докучных вопросов о личной жизни, он едет на свадьбу отца. Но там, на лоне природы и рядом с животными, фальшивое может стать настоящим.
Эта немного меланхоличная французская лента могла бы быть немой. Все равно разговаривает тут преимущественно приезжая Лора, которую Гаспар встретил в поезде: она всему дивится и возмущается, ее окружили неадекватные люди, состоящие между собой в странных отношениях, еще немного — и их тоже придется сажать в клетки, чтобы держать подальше от человеческих существ. Зоопарк выступает метафорой семьи: в ней всегда что-то с вывихом, от которого хочется сбежать. Будь фильм чуть серьезнее, сбежать бы не вышло. Но все кончается честным пирком да за свадебку, правда, даже при таком избитом раскладе мелькнет пара приятных артхаусных неожиданностей.
«Мадам»
Реж. Аманда Штерс, 2017
Вкушающие прелести парижской жизни богатенькие буратины устраивают торжественный обед для сливок общества. Чтобы число гостей не равнялось тринадцати, суеверная мадам выдает за аристократку и сажает за стол испанскую служанку Марию, пессимистично настроенную девушку, которая уже не ждет от жизни ничего хорошего. Пьянея от дорогого вина и непривычной роскоши, Мария невольно очаровывает лондонского денди Дэвида. Тот начинает всерьез за ней ухаживать, но что случится, когда он узнает, что Мария — ему не ровня по статусу и классу?
Росси ди Пальма выглядит так, будто ее нарисовал Пикассо, и украшает своей нестандартной внешностью каждый фильм. В этой современной истории Золушки ее великолепная некрасивость особенно хороша. Французский режиссер Аманда Штерс вообще не стесняется несовершенств: здесь видны все морщинки Харви Кейтеля и Тони Колетт, впервые в жизни сыгравшей не скромную простушку или усталую мамашу, а богатую стерву (ей оказалось удивительно к лицу). Даже местный «принц» — это не какая-нибудь подержанная копия Пирса Броснана, а милейший британец Майкл Смайли с помятой физиономией. Идеален только Париж. Некоторое время идеальна и любовь, которая схватится с неидеальным обществом, во все века состоящем из господ и слуг.
«Та еще парочка» уже в кинотеатрах.
Комментарии