История встречи родителей Луи де Фюнеса отчасти напоминает «Ромео и Джульетту», только без трагичного финала. Отцом артиста был испанский дворянин Карлос Луис де Фюнес де Галарса (потомок маркизов Галарса), а матерью – Леонор Сото Регера, дочь галисийского адвоката. Они познакомились в Испании, где надеялись построить совместное будущее. Однако их семьи были против этих отношений, и влюбленным ничего не оставалось, кроме как перебраться в другую страну.
Финальным пунктом их странствий оказался небольшой городок Курбевуа, который называли «французским Детройтом» из-за наличия сразу нескольких автомобильных предприятий. По прибытии Карлос, юрист по образованию, не захотел продолжать адвокатскую деятельность, а обратился к иному ремеслу – он стал огранщиком алмазов. Так пара прожила 10 лет, пока не родился малыш по имени Луи.
ФуФу, как его ласково называли друзья, провел юность в Париже, куда перебралась семья вскоре после его рождения. Юноша не очень жаловал школу (хотя мог говорить на испанском, французском и английском), зато испытывал страсть к творчеству. Луи любил рисовать, играть на пианино, развлекать близких и друзей юмористическими зарисовками. Все видели в нем артиста, но до сцены и широкого экрана было еще далеко.
В итоге Луи бросил школу и в подростковом возрасте много трудился в качестве разнорабочего. Юноша продавал разные товары, разносил по домам почту и молоко. В какой-то момент Фуфу устроился на работу в ночной клуб в качестве пианиста. Он учился играть на музыкальном инструменте в течение года, однако не мог читать ноты. Это досадное недоразумение де Фюнес компенсировал комичностью – ему не было равных в импровизации, а от его гримас гости не могли перестать смеяться. Позже актер вспоминал, что ему приходилось играть практически без остановки, с 6:30 вечера до 6:30 утра. Порой ему даже не хватало времени, чтобы отлучиться по «важным делам».
Работа пианистом пробудила в де Фюнесе артиста-комика, который громогласно заявил: «Пора!». Луи решает отточить эти навыки и поступает в актерскую школу Рене Симона, подарившую французскому кинематографу (а заодно и всему остальному миру) плеяду талантливых личностей: Франсуа Клюзе, Натали Бай, Мари Лафоре, Жана Лефевра и многих других. В течение года Луи днем изучает актерское мастерство, продолжая ночами бренчать в клубе на пианино. Но на плечах комика лежит тяжкий груз – неуверенность в себе, в том, что невысокий тощий мужчина когда-нибудь сможет покорить театр и кино. Не выдержав давления внутреннего критика, Луи в очередной раз бросает учебу.
При этом в школе де Фюнес завел полезное знакомство с Даниэлем Желеном, который старался поддержать в душе приятеля творческий огонь. В 1936 году Луи женится на Жермен Луиз Элоди Карруайе, и вскоре у супругов рождается мальчик Даниэль. Де Фюнесу приходится по-прежнему работать пианистом, чтобы прокормить семью, попутно страдая от синдрома самозванца. И Желен, и супруга Луи всячески поддерживают его и помогают справиться с кризисом. Но в 1942-м пара разводится, и де Фюнес снова остается наедине с собой. Во время оккупации Парижа он решает возобновить обучение в музыкальной школе, где и знакомится с любовью всей своей жизни – секретаршей Жанной Августиной Бартелеми де Мопассан. Через год они поженятся, заведут двоих сыновей и проведут вместе 40 лет, вплоть до смерти великого артиста.
Вслед за личной жизнью у Луи начинает налаживаться и карьера. Благодаря Желену комик получает дебютную кинороль в фильме «Барбизонское искушение» (1945). В течение следующих пяти лет де Фюнес появится в десятке картин, с каждым разом получая все более весомые роли. Режиссеры ценили комедийный талант артиста и не препятствовали его импровизациям, а сам Луи наконец нашел себя. При этом его творческий энтузиазм не ограничивался одним лишь кино: он также работал актером дубляжа и периодически заглядывал на театральные подмостки. Так прошло 15 лет, за которые де Фюнес прославился как звезда комедий. Ему давали все больше главных ролей, его имя на афише соседствовало с именами таких мастеров, как Жан Габен и Бурвиль, а любовь французского зрителя к низкорослому юмористу стремительно росла. После премьеры фильма «Не пойман – не вор» (1958) одно из изданий выпустило хвалебную рецензию с заголовком:
«Луи де Фюнес, самый смешной актер Франции».
Определяющим для артиста стал 1964 год, когда на широкие экраны вышло сразу два комедийных шедевра, обессмертивших его имя, – «Фантомас» и «Жандарм из Сен-Тропе». Первый фильм в итоге стал основой для сверхуспешной трилогии-пародии на ленты о Джеймсе Бонде, а второй запустил отличную франшизу про уморительные и порой невероятные приключения французских полицейских из курортного городка. К этому моменту де Фюнес отточил до идеала экранный образ гиперактивного, грубоватого и в целом неприятного мужчины, чьи ужимки и манера речи, тем не менее, доставляли аудитории неописуемое удовольствие. Поговаривали даже, что на пике карьеры артиста один из десяти проданных билетов в кино в Париже был на фильм с участием де Фюнеса.
Артист очень любил играть. Вся его жизнь была связана с кино – именно поэтому де Фюнес даже в 50-летнем возрасте мог сниматься сразу в нескольких проектах одновременно. Казалось, будто Луи пытался наверстать упущенные годы, однако сам он это всячески отрицал. В затяжном старте творческого пути он видел, прежде всего, возможности для саморазвития.
«Я не сожалею о медленном темпе развития моей карьеры. Он позволил мне досконально изучить мое ремесло. Когда я был еще неизвестен, я пытался через детали, мимику, жесты раскрасить те маленькие роли, которые мне доверяли. Так я приобрел комический опыт, без которого не смог бы выстроить ту карьеру, которую имею. Если бы мне пришлось сделать это снова, я бы на это пошел», – подчеркивал де Фюнес.
Однако стремление постоянно сниматься не могло не сказаться на здоровье артиста. В 1975 году де Фюнес переживает два сердечных приступа. Круглосуточно окруженный врачами, коллегами и близкими, актер парадоксальным образом испытывает облегчение от сложившейся ситуации. В тот момент кавалер Ордена Почетного легиона (актер получил награду в 1973-м) осознал скоротечность жизни – за 60 с лишнем лет он наконец позволил себе сделать передышку. А желанное умиротворение артисту дарил его замок Шато-де-Клермон, в котором он наслаждался тишиной, спокойствием, собственным садом и огородом.
Однако даже после двух приступов артист все равно вернулся на съемочную площадку. Теперь он снимался не так часто и энергично, как прежде, однако окончательно проститься с кино Луи не мог. Так что он успел не только сняться еще в шести картинах, но и попробовать себя в качестве режиссера. В 1980-м вышел фильм «Скупой» по мотивам пьесы Мольера, который де Фюнес снял вместе с Жаном Жиро, неизменным постановщиком «жандармской» франшизы (в тот же год артист удостоился премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе). По иронии судьбы карьеры обоих творцов тоже завершились одновременно. В последний раз де Фюнес появился на экране в комедии «Жандарм и жандарметки», на съемках которой Жиро умер от туберкулеза. Фильм пришлось заканчивать его помощнику Тони Абоянцу.
Несмотря на эту трагедию, де Фюнес не исключал возможности вновь вернуться к «Жандарму» – продюсеры даже начали обсуждать потенциальную седьмую часть. Сам актер предавался размышлениям о будущих проектах, посещал театральные постановки в Париже, общался с молодыми коллегами, передавая им свои знания, и в целом пребывал в хорошем расположении духа.
В начале 1983 года, вскоре после рождественских каникул, де Фюнес с семьей на несколько дней отправился в горы. Но высота сильно его утомила, и ему пришлось вернуться домой. 27 января Луи почувствовал сильную усталость. Родные вызвали скорую, которая доставила артиста в больницу. К сожалению, врачи не смогли ничего сделать, и де Фюнес скончался. Причина смерти – новый сердечный приступ. Луи де Фюнеса похоронили возле дома, на кладбище Селье близ замка Шато-де-Клермон.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…