Эволюция снабдила человека речевым аппаратом для облегчения жизни. Но вместе с тем и усложнила. Потому что возникла неутолимая потребность постоянно речевой аппарат применять. Следствием чего явилась привычка со всеми подряд спорить, а споры стали приводить к конфликтам. Но и тут человек не остановился. Освоив другие подарки эволюции – воображение и абстрактное мышление, – он принялся умозрительно примерять речевой аппарат к объектам, которые оным от природы не обладают. Чтобы и с этими объектами тоже полемизировать. Наиболее яркие случаи проявления данного феномена, встречающиеся в современном российском кинематографе, мы сейчас рассмотрим.
Люди, как известно, делятся на два типа: одни вступают в дискуссии с котами, а другим хватает ума этого не делать и просто прислушиваться к их советам. Процесс перехода из первой категории во вторую взялись исследовать авторы сериала «Котострофа» на примере отдельно взятого вымышленного человека. Человек этот – глава семейства, вынужденного переехать из личного дома в изрядно запущенную квартиру. К которой в комплекте идет распущенный рыжий кот. Отношения новоселов с шерстяным пройдохой не клеятся, но внезапный удар током разрушает стену непонимания. Глава семейства начинает слышать и понимать животное, и меж ними устанавливается диалог.
Полезно бывает, знаете ли, взглянуть на ту или иную ситуацию со стороны. Чтобы оценить ее беспристрастным взглядом. А взгляд кота беспристрастнее некуда. Коты ведь в принципе страстям почти не подвластны. Им лишь бы было чего пожрать да где прилечь с комфортом. Остальное, включая практически все, чем мы с вами в повседневной жизни занимаемся, с точки зрения котов – суета. Это не значит, однако, что нужно котам тотально уподобляться. Тем не менее время от времени спрашивать себя: а что бы на моем месте сделал кот? – пожалуй, не повредит. Не для того, чтобы непременно так и поступить. А чтобы оценить риски или возможную выгоду от такого варианта. И вот этому ситком «Котострофа» нас учит. Тому, что мнение кота по тем или иным вопросам иногда следует учитывать.
Командир спецназа в ходе операции по спасению заложников нечаянно получает травму головы. Вследствие чего обретает необычайный дар – слышать предметы. Любые рукотворные предметы от посуды до автомобилей. Слышать и, более того, вербально с ними взаимодействовать. Психиатр в терапевтических целях отправляет его работать в салон аренды люксовых вещей. На позицию личного охранника. Вещей. Отныне ему предстоит сопровождать клиентов конторы, бдительно оберегая взятые ими напрокат дорогущие шмотки и аксессуары. Что всякий раз выливается в достаточно безумные истории.
Сериал «Положение вещей» транслирующий его телеканал рекомендует как «стукнутую комедию». Лучше, кажется, не скажешь. Кромешный бескомпромиссный абсурд, уложенный в форму ироничного телевизионного процедурала. Никита Панфилов разговаривает с предметами – это и основной комический прием, и детективный метод (а большинство сюжетов как раз детективного характера), и исчерпывающее описание сериала. Однако если присмотреться повнимательнее, можно также увидеть довольно трогательную драму о том, как человек, который всю свою жизнь либо подчинялся приказам, либо их отдавал, заново учится тому, как быть частью гражданского социума. В чем ему помогают чайник Сережа и прочие неодушевленные (ой ли?) друзья.
Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка на планете оставляет желать лучшего. Что окружающую среду за последние пару сотен лет изгадили донельзя, и это вот-вот приведет к непоправимым последствиям. По крайней мере, так говорят ученые и всякие экоактивисты. А главному герою фильма «Говорит Земля!», простому шахтеру, мечтающему уехать к морю и там дни напролет кататься на доске по волнам, то же самое говорит сама Земля. То есть это уже явно не спекуляция, а информация из проверенного источника. По ее словам, у нее на человечество аллергия, и она скоро (где-то через месяц) как чихнет. И тогда человечеству каюк.
Что делать? Никто не знает. Даже сама Земля. Не говоря уже о простом шахтере. Но Земле-то на самом деле все равно, по большому счету. Она-то после того как чихнет, спокойно дальше продолжит свое существование. В отличие от нас. Это нам думать надо, как выжить. Однако ничего дельного в голову не идет. Вот и фильм «Говорит Земля!» никаких конструктивных решений не предлагает, а только сатирически пропесочивает адептов экоповестки со всеми их завиральными «зелеными» проектами. Если не считать конструктивным решением схватиться всем в едином порыве за задницы друг друга (не спрашивайте). В общем, кто бы что ни говорил, а налаживать коммуникацию с планетой – дело бесперспективное. По той простой причине, что мы между собой до сих пор нормально коммуникацию наладить не можем.
В беседах с усопшими, с одной стороны, нет ничего необычного. Многие это практикуют. Кто-то – с корыстными целями, как разного рода медиумы, нередко демонстрирующие свои сомнительные паранормальные таланты по телевидению. Но большинство – для того, чтобы внутренне примириться с утратой. В культуре соответствующий мотив также широко распространен. Одной Александре Бортич в своей карьере минимум дважды доводилось играть героинь, общающихся с усопшими. В триллере «Проводник», например, ей призраки оказывали содействие в разоблачении серийного лиходея. Но то, понятно, мистика. Ничего необычного, опять же. А вот «Танцуй, селедка» уже наглядно иллюстрирует процесс примирения с утратой через беседу с усопшим.
Героиня Бортич приезжает в родной захолустный город, чтобы похоронить только что скончавшегося отца, который почти в ее жизни не присутствовал, поэтому каких-то сильных эмоций она по этому поводу как будто не испытывает. Но тут у отца вдруг пробуждается желание с дочерью продуктивно провести время, и принимается он активно навязывать ей свою компанию, приставая с непрошеными советами. Та поначалу агрессивно от него отмахивается, но постепенно в ходе словесных перепалок понимает, что не так уж отец был плох. Не без недостатков. Но все-таки родной человек. И положительных моментов тоже хватало. Достижение этого понимания в конечном счете помогает ей разобраться в себе, принять свое прошлое и обрести душевное равновесие. А что еще нужно для удовлетворительного существования?
Кто-то может посчитать, что это, должно быть, довольно страшно – когда с тобой мертвецы, как живые, разговаривают. Но нет, это, поверьте, не страшно. Страшно – это когда с тобой разговаривает плохо нарисованный младенец. Голосом Сергея Гармаша. Кому могла прийти в голову такая больная извращенная фантазия? Создателям полицейского бадди-муви «Напарник». Они же в свое время хвастались, что произвели первый российский кинопродукт, в котором один из главных героев полностью создан при помощи трехмерной графики.
Сюжет у фильма и без того весьма своеобразный: матерый коп (Гармаш) переселяется в тело новорожденного сына недотепистого сотрудника экологической полиции, и вместе они – недотепа и матерый коп в теле его сына – объединяют усилия, чтобы изловить китайского мафиози. Вдобавок эффект зловещей долины, производимый CGI-годовасиком, усиливает впечатление многократно. Что делает опыт просмотра «Напарника» близким к психоделическому. Кстати, в том же году вышел американский мультик «Босс-молокосос» с похожей концепцией. Правда, там на озвучку нарисованного младенца назначили Алека Болдуина исключительно ради смеха. Младенец с голосом Гармаша – тоже, конечно, смешно. И где-то, возможно, умилительно. Но это ровно до того момента, пока он не начнет сниться вам в кошмарах.
В Москве состоялся весенний Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». В нем приняли участие более 1200 представителей индустрии из России,…
Рэйф Файнс поставит свою первую оперу. Выбор актера и режиссера пал на шедевр Петра Чайковского «Евгений Онегин», вдохновленный одноименным романом…
Один чудаковатый, нескладный, но очень умный парень находит в диких лесах Перу очень редкий гриб. Настолько редкий, что в само…
Хозяюшка Нэнси (Николь Кидман) живет в райском Холланде, штат Мичиган, и окружает любовью идеального мужа Фреда (Мэттью МакФэдиен) и их…
Сразу несколько киноизданий подтвердили старт производства продолжения «Однажды в… Голливуде». При этом в режиссерское кресло сядет Дэвид Финчер, но в…
11, 12 и 13 апреля Театр на Трубной представит премьеру Романа Самгина «Все о Еве». Тема спектакля – неочевидная сторона…