Некий злоумышленник по прозвищу Собиратель душ повадился истреблять американцев целыми семьями весьма незаурядным способом. В каждом конкретном случае все обставлено так, будто бы это сами жертвы в приступе необъяснимой ярости друг дружку перебили. Никаких следов присутствия посторонних на местах преступлений нет. За исключением бумажек, испещренных какими-то непонятными символами. К расследованию подключают молодую оперативницу ФБР, слегка пришибленную, но зато обладающую сверхъестественным чутьем, и благодаря ей дело наконец-то сдвигается с мертвой точки.
Наследник славной голливудской династии Осгуд Перкинс (у него не только отец Энтони Перкинс, но и дед звездой был солидного масштаба) за плюс-минус 10 лет своей режиссерской карьеры приобрел реноме уважаемого автора хорроров. Притом таких хорроров, которые больше нравятся профессиональным критикам и всяким там эстетствующим снобам, чем обычным зрителям. То есть вычурных, с залихватским подвыподвертом, заумных и попросту нудноватых, если не сказать больше, зато очень красивых.
Собственно, к новой его работе под названием «Собиратель душ» вышеприведенные эпитеты тоже подходят. Тем не менее фильм этот мало того что исправно получает теплые отзывы в профильной прессе, так еще и популярностью у широкой публики пользуется завидной. Прямо-таки рвет кассу, можно сказать. И всерьез претендует на звание главного жанрового хита этого года. Во всяком случае, ни один другой фильм ужасов за минувшие шесть с лишним месяцев столь внушительных результатов не показывал. Кроме приквела «Тихого места», понятно. Но то часть крупной франшизы, а «Собиратель душ» – вещь оригинальная, штучная.
В чем же основная причина успеха? Если оставить за скобками художественные достоинства самого фильма (фактор третьестепенный) и грамотную промокампанию (фактор, безусловно, важный, но лежащий совсем вдалеке от кинематографических плоскостей), то это, конечно же, Николас Кейдж. Николас Кейдж в роли таинственного серийного убийцы. Даром что его густо загримированное лицо зачастую нарочно спрятано за пределами кадра, и полномерно он участвует от силы в нескольких сценах, но эти несколько сцен чистое золото и составляют как минимум половину общей ценности всего произведения. Будучи сами по себе маленькими шедеврами.
Наиболее запоминающаяся из них вовсе необязательная. В ней Собиратель душ заходит в магазин за продуктами, пугает юную кассиршу, а потом в машине подпевает Марку Болану. Никакого отношения к сюжету это все не имеет, но до чего же эффектно. Всего лишь несколько штрихов, а сразу цельный выпуклый образ вырисовывается. Особенно с Марком Боланом на редкость точное попадание: какой, действительно, нормальный человек будет так фанатеть от T. Rex? То-то и оно, что нормальный не будет. А вот жуткий психопат, наружностью походящий на что-то среднее между Мэрилином Мэнсоном и припухшим Майклом Джексоном, – запросто.
Майка Монро в роли номинальной главной героини – этакой Кларисы Старлинг с увесистым прибабахом (общение с людьми ей дается с видимым трудом) – смотрится на столь фееричном фоне бледновато. Чтобы это замаскировать, Осгуд Перкинс вписывает ее в идеально выстроенные кадры с прямой перспективой, сходящейся в одной точке. Прямо как у Стэнли нашего Кубрика. Что, разумеется, неслучайно: у «Собирателя душ», если как следует приглядеться, куда больше общего с «Сиянием», чем с «Молчанием ягнят», с которым его часто и чересчур навязчиво сравнивают.
Причем дело даже не в спятивших отцах, которые бросаются на домочадцев с топором под влиянием потусторонней силы. Хотя и в них тоже. «Собиратель душ» в принципе по ряду признаков как родной вписывается в обширную стивен-кинговскую мультивселенную обманчиво тихих маленьких городков, детских травм, проблемных семей и неистребимого, питаемого человеческими пороками мистического зла. Тот же сыгранный Кейджем маньяк наверняка бы с клоуном Пеннивайзом подружился. К слову, следующий фильм Осгуда Перкинса – экранизация классического рассказа Стивена Кинга «Обезьяна», уже отснятая. Совпадение? Ага, как же.
Исходя из вышесказанного, следует заключить, что «Собиратель душ» представляет собой вполне типичную стивен-кинговщину (в исключительно положительном смысле, заметьте), оформленную в виде медленно тлеющего, как сейчас модно, угрюмого триллера про поимку маньяка, но на самом деле совсем про другое. Со всеразличными услаждающими взор визуальными выкрутасами, компетентно исполненным закосом под Кубрика, разными другими отсылками (к Финчеру и Гасу Ван Сенту в том числе), а также Николасом Кейджем в гриме и в собственном соку на сладкое. Может ли это быть плохо? Категорически нет. Это может быть только в высшей степени замечательно.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…