Любовь Мульменко / Фото Михаил Духов
Сценаристка «Гипноза», мелодрамы «Еще один год» и нашумевшей эротической драмы «Верность» Любовь Мульменко рассказала «КиноРепортеру» о триллере Валерия Тодоровского, отношении к феминистской критике и режиссерском дебюте «Дунай», который она в начале осени закончила снимать в Сербии.
— Ты и Валерий Тодоровский — достаточно неожиданный тандем. Как ты попала на этот проект?
— Тодоровскому захотелось сделать что-то непохожее на его последние большие фильмы. Что-то камерное. Наверное, поэтому он меня и позвал — я работаю как раз в камерной технике. Идея сценария — его. Он рассказал о гипнологе Райкове, к которому его в детстве отвели родители. Он ходил на сеансы и наблюдал, как Райков гипнотизирует других людей, а сам никак не мог загипнотизироваться. И однажды Райков спрашивает: «А с чего ты взял, Валера, что не был в трансе?» Маленький Тодоровский засомневался, и этот опыт сомнения (был я под гипнозом или не был?) его поразил.
— А насколько гипноз точно показан?
— Старались не врать. Я смотрела документальные видео с Райковым и другими гипнологами, плюс у меня был консультант с биофака МГУ. Он не занимается гипнозом — он нейробиолог, но понимает, как это работает, и я проверяла на нем наши сценарные изобретения. Он же посоветовал практикующего гипнотерапевта, который присутствовал на площадке и помогал ставить «сеансы». В фильме нет грубых научных ляпов, но есть допущения. Например, ученые действительно пытаются найти способ блокировать неприятные воспоминания и в теории представляют себе, как это сделать. А на практике и наш кинопрофессор Волков тоже не вполне преуспел в редактировании памяти.
— По сравнению с твоими предыдущими сценариями «Гипноз», конечно, жанровый фильм.
— Я исходила из того, что Тодоровский задумал «Гипноз» как семейную драму, которая до определенного момента прикидывается жанром. Референс, который он мне дал, — как ни странно, «Нежная кожа» Трюффо. Сказал: смотри, вот психологический триллер, но в нем нет привычных жанровых крючков, это обычная житейская история. Просто напряжение постоянно висит в воздухе, и ясно, что добром это не кончится.
— Финал вышел неоднозначным.
— На стадии сценария было несколько разных версий финала. И на монтаже финал тоже менялся. Например, сократили разговор Волкова с Мишей, потому что невозможно смотреть, как герои душно все разжевывают на пять минут экранного времени. Как у Агаты Кристи, когда в конце злодей все популярно объяснил. В итоге между переобъяснением и недосказанностью выбрали второе. И этот финал, разумеется, не жанровый.
— В «Гипнозе», как и в «Верности», есть попытка создать условно европейскую среду, смыть привязку к месту?
— На уровне сценария европейскую условность я не закладывала ни разу в жизни. Я всегда, безусловно, здесь и сейчас. Когда я пишу, я имею в виду привязку к месту и времени и конкретным героям. Камеру, которая дышит вместе с ними. Смыть я ничего не пытаюсь, я наоборот.
— «Верность» раскритиковали кинокритики-феминистки. Тебя это удивило?
— Удивительно, что Нигине за этот фильм так прилетело и что его называли женоненавистническим. Прилетело в духе: героиня только и делает, что е***тся, почему бы ей не заняться чем-то более полезным, например борьбой за свои права? Я исхожу из того, что в любом году можно делать кино о чем угодно, и авторам не полезно оглядываться или бояться, или выслуживаться хоть на какую тему.
— Сейчас ты снова работаешь с Нигиной над сериалом?
— Это продолжение пилота «Детки», который был снят несколько лет назад, еще до «Верности». Там Евгений Цыганов играет хозяина стрип-клуба в кризисе среднего возраста, у него проблемы с женщинами, вискарем и сыном-подростком. А посторонние страдающие тинейджеры случайно его перевоспитывают. В результате сценарий сильно изменился, но главный герой — владелец стрипа с ситуацией личной катастрофы — остался.
— Какой из твоих сценариев экранизировали наиболее близко к твоему видению?
— «Еще один год» — на уровне интонации и смысла. Там много вырезали на монтаже, и актеры периодически уходили в импровизацию, но все равно осталось очень близко.
— Сценаристы, наверное, редко на все сто довольны, как режиссеры интерпретируют их тексты?
— Если кто-то снимает мой текст, то он его снимает, как он. И интерпретирует, естественно, как он. Если ты четко представляешь, что делать с тем, что ты написал, — иди и снимай сам. Я так и поступила, чтобы пережить этот опыт, когда сам выбрал всё — дистанцию, температуру, ритм.
— Свой режиссерский дебют «Дунай» ты сняла в Сербии, которая у тебя фигурировала в рассказе «Йой».
— От рассказа в фильме остались только Белград как место действия и герой-трикстер, а героиня совершенно другая, как и история. Героини меньше — Белграда больше. «Дунай» начинается как классическое роуд-муви о девушке, попавшей в новый мир, но постепенно мы переключаемся на его коренных обитателей, и становится ясно, что не она здесь самая главная, а мир сам по себе.
— А кто играет главных героев?
— Главная женская роль у Нади Лумповой из «Еще одного года». Она единственная русская актриса в фильме, все остальные сербы. Главную мужскую роль играет обычный белградский парень Ненад Васич. Я до последнего сопротивлялась идее взять «натурщика» (как говорят в Сербии) и перепробовала кучу актеров, но в результате утвердила не-актера и теперь рада, что не побоялась.
— А откуда такая любовь к Сербии?
— Лет в 18 я увидела «Андеграунд» Кустурицы. Мне очень понравилось, но я ничего не поняла, что у них там происходит на Балканах. Стала разбираться — читать про Югославию, слушать ее музыку, смотреть ее кино. Потом уже лет через десять я поехала в Сербию и подружилась с прекрасными местными и загорелась снять док о белградской андеграундной тусовке. Снимала на телефон урывками, наездами, а потом поняла, что это должен быть не док, а игровое кино. Написала сценарий. Выучила сербский язык. Но вообще это несложно — полюбить Сербию. Вся моя русская группа ее полюбила, и со всеми там что-то красивое случилось. Белград вообще невероятно красивый: никто дольше получаса свет не ставил, а все равно красиво.
«Гипноз» уже в кинотеатрах. В онлайн-прокат фильм выйдет 28 ноября.
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…