К 50-летию британского режиссера.
Сегодня 50-летие отмечает создатель трилогии «Кровь и мороженое», поклонник динамичного монтажа и просто крутой режиссер Эдгар Райт. Будучи большим киноманом, он систематически делится с публикой своими взглядами на кинематограф. Райт даже скомпилировал любимые картины в огромную подборку, состоящую из 1000 фильмов. Порой, правда, он выдает и более скромные топы. Из всего этого мы выбрали семь любопытных лент, которые так или иначе повлияли на творчество знаменитого британца.
«Глаза без лица» (1960)
Французская полиция находит труп девушки на берегу реки. На опознание тела сотрудники приглашают доктора Женессье, чья дочь Кристиан как раз недавно пропала без вести. Мужчина подтверждает личность погибшей, после чего проводит похороны девушки. Однако доктор скрыл от полиции и близких один немаловажный факт – Кристиан жива. Отец и дочь попали в аварию, из-за которой лицо девушки оказалось изуродовано. Доктор Женессье решает спрятать Кристиан, чтобы вернуть ей прежний облик. Но для сложной пластической операции ему понадобятся лица других девушек. Мужчина готов пойти на все ради дочери, поэтому он открывает охоту на подходящего донора.
Хоррор вызвал преимущественно негативную реакцию публики и критиков из-за излишней кровожадности. Французская пресса воспылала праведным гневом, некоторые зрители на сеансах теряли сознание, а одного критика из издания The Spectator чуть не уволили после положительной рецензии. Фильм «Глаза без лица» получил признание лишь спустя некоторое время. Например, маска, которую носила главная героиня, послужила одним из источников вдохновения при создании образа Майка Майерса из «Хэллоуина» (1978) Джона Карпентера. А Джон Ву во время съемок «Без лица» (1997) ориентировался на сцены пересадки кожи из французского ужастика.
Сам Райт признался, что любил хорроры с самого детства. Об этой картине постоянно говорил его отец, описывая ее как «действительно очень кровавое зрелище». Правда, папа режиссера не мог вспомнить название, и Эдгар из-за отсутствия в ту пору интернета долго не мог найти ленту по описанию. Спустя годы Райт все же увидел «Глаза без лица» и сразу же позвонил отцу. По его словам, он согласился с папой, что это «совершенно необыкновенный фильм».
«Подглядывающий» (1960)
В центре истории – застенчивый и замкнутый в себе молодой человек Марк Льюис. Он работает на съемочной площадке и мечтает когда-нибудь самостоятельно снять фильм. В свободное от работы время он увлекается фотографией, снимая женщин в откровенных фотосессиях. Также периодически Марк знакомится с дамами, а после убивает их, снимая процесс на камеру. Нездоровое хобби объясняется детской травмой – отец Марка относился к сыну как к подопытному кролику и фиксировал реакции мальчика на самые разные ситуации, от ящериц на кровати до смерти матери.
«Подглядывающий» тоже не избежал скандала после релиза. Критики утопили фильм в уничижительных эпитетах: «чудовищный», «депрессивный» и «тошнотворный». Противоречивая лента серьезно повлияла на карьеру режиссера Майкла Пауэлла, практически поставив на ней крест. Иронично, что спустя некоторое время фильм переосмыслили, разглядев в нем многослойное произведение, а также зачатки жанра слэшер.
Райт явно вдохновлялся именно «Подглядывающим» при работе над «Прошлой ночью в Сохо» (2021). Как заметил режиссер, ему очень знакомы места съемок, поскольку он не раз там бывал. Самое сильное и мрачное впечатление на него произвел вид знакомых улиц, по которым ходил Райт, как когда-то Марк Льюис со своими жертвами. Режиссеру нравилось это непередаваемое ощущение «темных дел за закрытыми дверями» и «мрачных тайн на верхушках узких лестниц».
«Самурай» (1967)
Жеф Костелло (Алан Делон) считается одним из лучших наемных убийц, профессионалом своего дела. Его главные правила – не оставлять следов и всегда иметь железное алиби. Однако очередное дело идет не по плану, и полиция начинает подозревать Костелло. Пытаясь скрыться от правосудия, он сталкивается с неожиданным предательством – работодатель киллера хочет его устранить, поскольку опасается, что копы раскроют операцию. Теперь герой мечется между двух огней и старается как можно скорее найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.
Для Райта «Самурай» – один из тех фильмов, к которому он возвращается снова и снова. Криминальная драма Жан-Пьера Мельвиля оказала огромное влияние на кинематограф. Оно ощущается и в «Водителе» Уолтера Хилла, и в «Леоне» Люка Бессона, и в «Драйве» Николаса Виндинга Рефна. Сам Райт цитирует ее в «Типа крутых легавых».
«Мельвиль взял мифологию воина-одиночки из японской культуры, объединил ее с образами крутых парней из гангстерских фильмов 1940-х и вместе с Джоном Бурманом и его «Выстрелом в упор» открыл новую эпоху неонуара. Это завораживающая картина, на которую можно долго смотреть», – рекомендует режиссер.
«Скромное обаяние буржуазии» (1972)
Только Луис Бунюэль может превратить классический званый ужин в гениальное сюрреалистическое представление. Шестеро буржуазных друзей встречаются вместе, чтобы хорошо провести время и вкусно поесть, но что-то постоянно мешает им насладиться трапезой. То одна пара решит вместо чревоугодия заняться любовью. То рядом неожиданно начнутся военные учения. То террористы ворвутся в дом. Филигранное повествование на стыке хоррора и фарса, где реальность и вымысел почти невозможно отличить друг от друга.
Творчество Луиса Бунюэля познакомило Райта с сюрреализмом. По словам режиссера, испано-мексиканский постановщик обладал «дьявольски озорным чувством юмора, сочетающимся с его бесконечным умом». Если вы никогда не смотрели фильмы Бунюэля, то, как считает Райт, «Скромное обаяние буржуазии» станет отличной отправной точкой в этом незабываемом путешествии. Лента повлияла на многих талантливых творцов, включая «Монти Пайтон» и Джона Лэндиса. Последний вдохновлялся картиной при работе над «Американским оборотнем в Лондоне», который, в свою очередь, произвел неизгладимое впечатление на Райта.
«Прокол» (1981)
«Прокол» Брайна Де Пальмы справедливо называют его лучшей работой. Это любовное письмо режиссера таким конспирологическим триллерам, как «Фотоувеличение» (1966) и «Разговор» (1974). Де Пальма взял лучшее из этих картин, смешав их в гипнотизирующий неонуарный коктейль с мрачным финалом. По сюжету, звукорежиссер Джек (Джон Траволта) становится невольным свидетелем смертельной аварии. Он случайно записывает происшествие на свое оборудование, которое уловило выстрел незадолго до автомобильного инцидента. Джек, сам того не подозревая, оказывается в центре правительственного заговора, и теперь за ним по пятам следует опасный убийца Берк (Джон Литгоу).
Райт, прежде всего, отмечал техническое совершенство ленты, включая операторскую работу и монтаж. По словам режиссера, Де Пальма в лучших традициях Хичкока мастерски манипулирует как своим медиумом, так и аудиторией.
«Я слышал, как люди называют себя апологетами Брайана Де Пальмы. Я с гордостью могу сказать, что я большой его поклонник. Есть причина, по которой еще тогда, в семидесятые годы, коллеги-киношники Спилберг, Лукас и Скорсезе полагались на Де Пальму как на «режиссера». Когда он в форме, его работы стоит увидеть. Даже в небольших произведениях Де Пальмы есть проблески гениальности, а лучшие из его фильмов причисляются к чистому кинематографу», – заметил Райт.
«Бразилия» (1985)
Какими бы яркими и очаровательными ни были произведения Терри Гиллиама, его лучшими работами остаются мрачные антиутопические миры, преисполненные колкой сатиры и остроумия. Например, «Бразилия», действие которой разворачивается в альтернативном тоталитарном будущем. Главный герой Сэм Лаури, мелкий госслужащий, спит и видит себя в образе героя, желательно спасающего девушку в беде. Вскоре ему выпадает такая возможность – техническая ошибка запускает цепочку событий, ставящих под удар новую его знакомую. Рыцарь в сияющих доспеха решает во чтобы то ни стало спасти бедняжку. Вот только конец этой истории окажется не таким романтичным и счастливым, каким его представлял себе Сэм.
«Бразилия» – возможно, самый странный фильм Гиллиама. Научно-фантастический триллер отправляет нас в неуютный мир, где потребительство, капиталистическая жадность и корпоративная синергия превратили общество и людей в жестокую и безличную пародию на самих себя. Кульминация «Бразилии» бьет зрителя обухом по голове и сжимает в тисках депрессии, отчаяния и безнадеги.
Описывая свои впечатления от «Бразилии», Райт уверенно резюмировал, что спустя десятилетия он до сих пор не видел ничего похожего на сатирическую антиутопию Гиллиама. Мощное и смелое видение режиссера своим чарующим эскапизмом и сокрушающим нигилизмом поразило подростковый разум Эдгара. «Оно вырвалось из мозга Терри Гиллиама с такой скоростью, что его сила даже сегодня неоспорима… Фильм до сих пор сбивает меня с толку», – признался Райт.
«Академия Рашмор» (1998)
Вторая режиссерская работа Уэса Андерсона по праву считается классикой кинематографа 1990-х. Фильм рассказывает о подростке по имени Макс Фишер, который влюбляется в учительницу и водит дружбу с местным промышленником и разочаровавшимся отцом близнецов Херманом. В какой-то момент отношения между героями трансформируются в любовный треугольник, и Макс решает идти до конца в борьбе за истинную любовь.
Участие в фильме стало определяющим для некоторых актеров. Билл Мюррей благодаря роли Хермана перезапустил карьеру, став одной из ключевых фигур независимого кино. Для Джейсона Шварцмана, будущего члена труппы Андерсона, «Академия Рашмор» стала громким и невероятно успешным дебютом, проложившим ему путь в большой кинематограф. Даже Райт не упустил возможности поработать с артистом, отдав ему роль Гидеона Грейвса в культовой комедии «Скотт Пилигрим против всех».
Эдгар считает «Академию Рашмор» блестящей жемчужиной в фильмографии Уэса Андерсона, которая до сих пор ярко сияет. Райт поясняет, что если бы фильм не был таким выдающимся, то он не вдохновил бы творцов на создание десятков фильмов, музыкальных клипов, рекламных роликов и телешоу.
«Это бесспорная культовая классика, которая есть на полке у каждого Макса Фишера на планете», – считает режиссер.
Комментарии