Жизневский и Серебряков ищут библиотеку Ивана Грозного в недоделанной приключенческой комедии.
Молодой владелец компании по производству самокатов получает по наследству от прабабушки квартиру в центре Москвы и находит там случайно древний артефакт. Тут же к нему на порог заявляется усатый злодей, предлагает за артефакт солидные деньги, а получив отказ, достает пистолет и давай шмалять. Но на подмогу вовремя успевает родной отец парня, видный ученый на джипе. И поясняет сыну, что его находка – это, во-первых, называется оклад, а во-вторых, на самом деле секретный ключ, указывающий путь к той самой легендарной библиотеке Ивана Грозного, она же Либерея.
В свою очередь, фильм «Либерея: Охотники за сокровищами» представляет собой, как несложно понять, наш ответ разным другим фильмам приключенческого жанра про охотников за сокровищами. В основном из разряда тех, что попроще. То есть не как «Индиана Джонс» или «Анчартед», а скорее как «Сокровище нации» или экранизации бестселлеров Дэна Брауна. Соответственно, схему устройства вы себе, наверное, представляете: герои разгадывают древние зашифрованные загадки, перемещаются на большие расстояния (насколько большие, зависит в первую очередь от бюджета), проникают в запретные места, раскрывают страшные тайны прошлого, снова решают загадки и противостоят нехорошим дядям.
При этом, к счастью, речь не идет о серьезном ответе. Речь идет об ответе, напротив, несерьезном, ироничном. В определенной мере даже пародийном. Алексей Серебряков, например, играет чудаковатого эксцентричного профессора, ворчливого, но добродушного, с циркониевым браслетом на руке. Тихон Жизневский в главной роли хипстера-инженера, любителя самокатов, трижды за фильм ломает стены (ни одна из них, однако, не четвертая) и погружается в психоделический трип по мотивам известного мультика Роберта Саакянца. Артему Ткаченко очень идут и усы, и пистолет, и опереточная инфернальность. В конце все катаются на самокатах по рельсам метрополитена, облачившись в специальные блестящие скафандры.
Словом, дурашливое такое кино. Но одновременно познавательное и патриотически заряженное. В программе – лекция о Польско-литовской интервенции, оформленная в виде скромной, но вполне нестыдной сцены штурма крепости, не хуже иных аналогичного плана сцен из широко разрекламированного «Сердца пармы». Плюс этнографическая экспедиция на Крайний Север с обязательным участием в шаманском обряде. Плюс всякая забавная околоконспирологическая чушь про тайные общества коварных криптополяков. А еще лекция о применении нейросетей в лингвистике – правда, уже никак особо не оформленная.
То есть, казалось бы, много хорошего. Как минимум потенциально любопытного. Первая треть фильма так и вовсе по-настоящему воодушевляет, такое там все смешное и динамичное. Но чем дальше, тем, увы, грустнее. Как будто на полпути закончился бюджет, а на сценарий забили еще раньше. Над той частью, где про разгадывание загадок и перемещения в пространстве, вообще не удосужились потрудиться: набросали каких-то произвольных слов, воткнули деревянный столб посреди заснеженного поля – и сойдет. А большую часть средств вбухали в упомянутую баталию с костюмами и в нарисованный вертолет на фоне Москвы-Сити. Вся кульминация в итоге сумбурно разворачивается в каком-то тесном темном подвале, после чего мероприятие, которое так многообещающе начиналось, сворачивается в спешке, оставляя нас наедине с обидным чувством, как будто подразнили и обманули.
Но обиднее, честно говоря, даже не за себя, а за комический дуэт Серебрякова и Жизневского, на редкость удачно сложившийся, который смотрится гораздо самобытнее и симпатичнее тех же Уолберга и Холланда в «Анчартед», и хотелось бы понаблюдать за ним еще. Да и примкнувшая Диана Пожарская в типовой роли миловидной ученой леди и любовного интереса по совместительству тоже ничего. А главное, материала для такого вот рода сюжетов в русской истории ведь натурально тьма тьмущая.
Стало быть, перспективы открываются необозримые, на целую кинофраншизу, надо только побольше старания приложить, а с этим вдруг обнаруживается какая-то внезапная беда. Остается лишь уповать на то, что «Либерея» в отсутствие значительной конкуренции в широком прокате все же худо-бедно выстрелит, и к сиквелу ситуация как-нибудь выправится. Но это все равно что надеяться на авось, а надежда на авось – удел безнадежных оптимистов и немалая часть творческого метода создателей «Либереи». Иными словами, гиблое дело.
Комментарии