«КиноРепортер» исследовал этот тренд и пришел к выводу, что это важно и для детей, и для взрослых.
Сериалы о непростой жизни современных подростков последние несколько лет переживают настоящий ренессанс. «КиноРепортер» исследовал тренд и пришел к выводу, что они стали идеальным способом наглядно и доступно поговорить с юным поколением о важных проблемах – от наркозависимости до суицида.
Первый бум на подростковые сериалы в США начался еще в 1990-х, когда американские продюсеры вдруг вспомнили о молодежи (есть мнение, что всех напугал Курт Кобейн и группа Nirvana с их мрачными текстами) и начали выпускать множество ТВ-шоу о трудностях взросления.
Среди них до России дошли и были очень популярны американские «Беверли-Хиллз 90210» (1990) и «Бухта Доусона» (1998) и французская тин-драма «Элен и ребята». В нулевые с Запада на наше ТВ пришли еще «Девочки Гилмор» (2000), «Сплетница» (2007) и «Молокососы» (2007).
Не новость, что в подростковых сериалах, пусть и по-разному, говорили о проблемах, волнующих юные головы. Первый секс, наркозависимость, травля в школе и несчастная любовь – неизменные темы. Но лишь только сейчас «Эйфория», «13 причин почему», «Половое воспитание» и «Конец ***го мира» стали силой, с которой нужно считаться. А все потому, что нынешние драмы о взрослении тоже показывают жизнь и проблемы реальных подростков, но впервые делают это жестко и без прикрас. И нравятся они не только юным, но и взрослым.
Как было раньше? «Элен и ребята» любили смотреть школьники, но во Франции шоу критиковали. Основная причина — слишком нереалистичная жизнь подростков. Зрителю, по сути, показывали молодежь, которой нет в реальной жизни. Если брать американскую «Бухту Доусона», то складывалось впечатление, что ее главные герои озабочены только сексом. Главный саспенс для юных фанатов шоу тогда был: когда же они уже сделают «это»?
Что касается героев «Беверли-Хиллз 90210», то почти все они из богатых семей, чьи проблемы далеки от забот обычных людей. В сериале, правда, поднимались темы вроде изнасилования на свидании, алкоголизма и подростковой беременности, но сценарий этих историй оставлял ощущение, что все это сделано для галочки.
Все изменилось за последние несколько лет. Один за другим появились серьезные сериалы на важные и злободневные темы. Например, британский сериал «Половое воспитание» на Netflix, в котором максимально честно затронута тема не только секса, но и отношений с родителями, одноклассниками, своими возлюбленными.
По сюжету, замкнутый подросток Отис однажды понимает, что способен консультировать людей по интимным вопросам не хуже его матери, опытного секс-терапевта. Вместе с одноклассниками он запускает бизнес и начинает давать советы, а также пытается разобраться в самом себе и своих чувствах.
Сериал влюбляет в себя потому, что опыт абсолютно всех персонажей во многом совпадает со зрительским. «Почему мне не показали этот сериал, когда мне было 14 лет?» – вопрос, который чаще всего звучит в комментариях к «Половому воспитанию».
Совсем не сказочные события переживают подростки откровенной драмы канала HBO «Эйфория», который рассказывает о проблемах и последствиях. Главная героиня Ру (Зендея) еще в детстве подсела на валиум. К 17 годам она успела перепробовать все наркотики и теперь не живет, а ходит по грани. Фраза «Будешь моим дилером?» здесь звучит почти как «Выходи за меня».
Или темы вроде подростковых суицидов и депрессии из «13 причин почему». Сериал начинается с самоубийства главной героини. Перед смертью она отправляет каждому из 13 виновников случившегося по аудиокассете, где объясняет причины своего поступка.
В Америке, Канаде, Австралии и Новой Зеландии многие обрушились на шоу с критикой: что он якобы дискредитирует работу школьных психологов, романтизирует подростковые самоубийства и заставляет детей чувствовать себя еще несчастнее.
Британский «Конец ***го мира» исследует, насколько губительным может быть равнодушие и на какие безумства готовы пойти сложные подростки (один из главных героев думает, что он психопат), лишенные любви и внимания.
Было ли в российских сериалах что-либо подобное? В 2010 году стала сенсацией «Школа» Валерии Гай Германики, где были впервые на нашем ТВ затронуты темы травли в школе, конфликта отцов и детей, несчастной первой любви и мыслей о суициде. Драма вызвала такой общественный резонанс, что даже Владимир Путин обратил общее внимание на актуальные проблемы, поднятые в ней.
Важные высказывания содержал сериал 2016 года с говорящим названием «Кризис нежного возраста» про трех 18-летних подруг, однако аудитория ТНТ, где он выходил, оказалась не готовой к столь серьезному разговору. Недавний проект «Мир, дружба, жвачка» с Юрой Борисовым говорил о сложностях взросления, но в 1990-е, и был рассчитан скорее на тех, кто рос в те годы, нежели на современных подростков.
Впечатляющей попыткой поговорить о проблемах, с которыми сталкиваются тинейджеры сегодня, стал сериал «Аль-капотня», каждый эпизод посвящен отдельной теме – буллинг, проблемы в семье, вовлечение подростков в наркотрафик. Главный герой – офицер полиции, возглавляющий отдел по работе с несовершеннолетними, – каждый день сталкивается с этими проблемами и проступками, после которых жизнь подростков уже не будет прежней.
Почему все вдруг заговорили на эти темы? Почему подобные проекты интересны не только школьникам, но и взрослым? По мнению педагога-психолога Михаила Алагуева, подростки, перестав быть детьми, только начинают погружаться в сложный мир взаимоотношений взрослых. Поэтому такие вопросы, как романтические отношения, пагубные зависимости, проблемы жизни и смерти, для них особенно интересны. И приходится искать ответы — в среде ровесников, в социальных сетях, в семье или в фильмах и сериалах.
«Вопрос о том, почему их смотрят взрослые, интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, взрослые могут попросту наслаждаться прекрасно снятым сериалом и крепкой актерской игрой. С другой стороны, при широком разнообразии выбор взрослого может пасть на подростковый сериал благодаря ностальгии самих взрослых по минувшей юности, полной трогательных драм и удивительных открытий».
Алагуев также отмечает, что взрослые могут сами переживать кризис среднего возраста – время переоценки своих ценностей, жизненных достижений и интересов.
«В это время взрослый, как и подросток, задает вопросы окружающему миру: почему я такой? каким хочу быть дальше? Процесс переоценки взрослым своего мира близок к познанию мира подростками. Взрослые могут стремиться к пониманию того, каким мир видят подростки, чтобы лучше их понять, чтобы открыть в, казалось бы, известном им мире что-то новое и привлекательное для себя».
C момента выхода на экраны «Эйфория» была номинирована
на 15 разных кинонаград, сериал «13 причин почему» – на 8, а «Половое воспитание» – на 11. Эти шоу уже стали культовыми у огромного числа поклонников, которые ждут новые сезоны. Говорить о своих чувствах, зависимостях, депрессии не просто важно, а нужно.
И не только в сериалах, но и в повседневной жизни.
Комментарии