Пушистые герои на любой вкус, от романтиков до колоритных мерзавцев.
Невероятно, но факт: многие не любят котов. Слишком они, видите ли, независимые и непредсказуемые. То ли дело – ласковые песики. Или, например, милые попугайчики. Но великие советские мультипликаторы совершили настоящий подвиг и заставили влюбиться в созданных ими котофеев даже тех, кто прежде относился к ним с недоверием.
С годами популярность этих котиков достигла поистине заоблачных высот. Без них невозможно представить наше детство, отечественную культуру, да и жизнь в целом. «КиноРепортер» с нежностью вспомнил замечательные советские мультфильмы и собрал стаю из 10 симпатичных котяр, каждый из которых по-своему обаятелен и привлекателен.
Матильда / «Карлсон вернулся» (1970)
Однажды в меру упитанный хулиган Карлсон улетел, бросив Малыша и щенка в душераздирающем финале мультфильма 1968 года. Но он обещал вернуться – и сдержал слово. Причем сделал это в самый непростой момент жизни приятеля: его родители наняли деспотичную домомучительницу фрекен Бок, чтобы та научила мальчишку хорошим манерам. Под горячую руку попался и щенок – фрекен Бок явилась в компании огромной рыжей кошки Матильды и пригрозила «сделать из собаки человека».
В произведениях Астрид Линдгрен кошка отсутствовала, зато на экране она оказалась верной помощницей своей хозяйки. Ее привилегированному положению можно только позавидовать. Лежишь себе вальяжно в комфортной клетке, трескаешь сочные плюшки, а время от времени показываешь наглому псу, кто в доме главный.
Но именно из их отношений вырастает удивительная история перевоспитания. Стоит щенку облизать морду Матильды, как та мигом забывает о прежней надменности и даже милостиво позволяет обмусолить свой хвост. А потом вместе с остальными провожает Карлсона, которому опять приспичило куда-то слинять.
Леопольд / «Приключения кота Леопольда» (1975–1987)
В отличие от американца Тома, которого неугомонный мышонок Джерри доводил до белого каления, советский Леопольд может похвастаться умом, сообразительностью и ангельским терпением. Да, его тоже всячески донимают нахальные мыши. То день рождения испортят, то рыбалке помешают, то телевизор сломают, то аварию подстроят… Вдобавок постоянно обзывают покладистого Леопольда подлым трусом и упорно отказываются зарывать топор войны, как бы кот ни призывал их жить дружно.
В первой серии, правда, доведенный до ручки Леопольд слетел с катушек. Чрезмерная мягкотелость вынудила его обратиться к врачу, и тот прописал робкому больному эффективное лекарство под названием «Озверин». Оно, дескать, научит его сердиться и поможет приструнить надоедливых грызунов.
После первой же дозы интеллигентный добряк мигом выпустил когти, возомнил себя тигром, начал изъясняться исключительно рычащими междометиями и решил стереть мышей в порошок. В итоге те взмолились о пощаде, а Леопольд вздохнул с облегчением. Правда, совсем ненадолго. Действие «Озверина» кончилось, и вскоре игра в кошки-мышки возобновилась.
Кот / «Голубой щенок» (1976)
В мультфильме Ефима Гамбурга по сценарию Юрия Энтина песик голубой окраски становится отщепенцем в глазах собак более скромных расцветок. Однажды на остров, где обитает компания четвероногих, нападает злобный пират с голосом Михаила Боярского, который «ненавидит добрые дела, а навидит черные делишки». Одновременно неподалеку объявляется коварный кот и устами Андрея Миронова сообщает о своем намерении жить умеючи, играючи и припеваючи.
Этот котяра рождается из перевернутого значка карточной масти (пики) и больше всего напоминает эдакого Джокера – ловкого сладкоречивого трикстера. Он втирается в доверие к пирату и фактически продает ему в рабство щенка, а потом отправляет по следам разбойника благородного моряка, наслаждаясь создаваемым хаосом. Да, они с флибустьером – сущие негодяи, но от их хмельного вокально-танцевального номера поистине не оторваться. Пиратов мы уважаем! И котов тоже, конечно.
Гав / «Котенок по имени Гав» (1976–1982)
Мультфильмы о невинном сиамском котенке с необычным именем – весьма философские произведения о поиске собственной идентичности. Гав отстаивает свое право быть тем, кем он является, хотя скептически настроенный дворовый котяра высмеивает его и сыплет угрозами («я бы не советовал котенку с таким именем спускаться во двор!»). Однако Гав не поддается на провокации, затягивает беззаботную песенку о неприятностях и выходит за порог, где играет в догонялки с тенью, еле уносит ноги от агрессивного пса и знакомится с будущим приятелем – щенком.
Так начинается обаятельное бадди-муви о простеньких, но душевных приключениях двух друзей, которые вместе боятся грозы, с разных концов пожирают сосиску, придумывают щенку имя, создают секретный язык, а в итоге одновременно находят хозяев. Гав – чистая, непорочная душа, и в историях Григория Остера котенок с удовольствием познает невероятно интересный (и немножко опасный) окружающий мир.
Он понимает, например, что от черного кота лучше держаться подальше, когда тот занят таким ответственным делом, как ловля мышей. Зато при желании Гав может запросто лизнуть луну. И конечно, надежно припрятать от посторонних глаз вкусную котлетку – в собственном животе.
Матроскин / Трилогия «Простоквашино» (1978–1984)
Недавно меланхоличный бард Матроскин занял почетное первое место в рейтинге любимых россиянами мультипликационных героев студии «Союзмультфильм». Впечатляющее свидетельство народного признания! А ведь его жизнь была совсем не сахар – по крайней мере, до знакомства с Дядей Федором. Он скитался по разным хозяевам и долго жил на улице, пока не поселился на чердаке обычной советской многоэтажки. Затем чердак закрыли на ремонт, и неприкаянному Матроскину пришлось торчать в подъезде, пока добродушный Дядя Федор не забрал его в деревню Простоквашино.
Матроскин – настоящая кладезь житейских советов, хотя вначале мама Дяди Федора подвергала сомнению его положительные качества. Он не только знает, как правильно кушать бутерброд, но и неплохо разбирается в бизнесе. Прекрасно понимает, например, что нет ничего важнее собственного дела: если купить корову и продавать молоко, то можно не работать в огороде, а покупать фрукты и овощи на рынке.
Этот опытный хозяйственник во всем ищет пользу, ратует за максимальную экономию и всячески порицает лоботряса Шарика, когда тот на зиму покупает кеды вместо валенок. Впрочем, думы о высоком Матроскину тоже не чужды: легендарная баллада «А я все чаще замечаю…» в его исполнении проникновенна и лирична, будто песни Боба Дилана.
Кот Котофеевич / «Кот Котофеевич» (1981)
Вместо погони за мышами герой этого дивного мультика предпочитает дремать и наслаждаться психоделическими снами, где он в сопровождении котят расхаживает среди гигантских, неестественно ярких цветов. Возраст, что тут скажешь. Но старик и старуха, у которых живет кот, подобную обломовщину яростно осуждают, ибо мыши совсем распоясались. Так ветеран оказывается на улице.
Чрезвычайно суровая не для маленьких деток вещица. Мало того что бабка здесь всячески помыкает дедом, заставив того выгнать питомца взашей. Так еще и сам образ растерянного кота-пенсионера на слезу пробивает. «Совсем один сижу на пне, не нужный никому» – убийственно жестокая песня. Том Уэйтс отдыхает. Его-то никто не бросал в темном лесу, где за деревьями прячутся разные зловещие создания.
Одним из них оказывается лиса, которая приглашает кота пожить у нее и представляет прочим обитателям леса как тигра. Для поднятия своего социального статуса, так сказать. Звери в шоке, а Котофеевич доволен. Еще бы, в одночасье и приятельницей обзавелся, и крышей над головой.
Миледи / «Пес в сапогах» (1981)
В мультипликационной экранизации «Трех мушкетеров» Александра Дюма котам досталась ругательная роль антагонистов. К семейству кошачьих относятся главные противники д’Артаньяна и его друзей, от кардинала Ришелье с гвардейцами до коварной Миледи в озвучке Ирины Муравьевой. Коты стали играть жалкую роль при дворе, вот они и стараются при каждом удобном случае насолить псам-мушкетерам. А Миледи лезет из кожи вон активнее остальных.
«Месть, смерть и преисподняя» – под этим лозунгом хитрая кошка сплетает вокруг Толстяка, Смельчака и Красавчика сети злодейских планов, мешая им добраться до Англии и помочь Псу-гасконцу раздобыть королевские подвески. Именно Миледи вступает с ним в эпичное финальное противостояние в воздухе (на помощь Псу являются летучие мыши), но удача сопутствует дерзким, и вредная злодейка остается ни с чем. Зато одно достоинство точно при ней: когда мушкетеры празднуют победу, улепетывает она явно быстрее прочих котяр.
Василий / «Возвращение блудного попугая» (1984–1988)
Горемычный попугай Кеша встретил этого рыжего кота-тунеядца во дворе, когда обиделся на хозяина Вовку и решил шагнуть с балкона. Василий – воплощение здорового гедонизма. Конкретных занятий у него нет. Он просто дрыхнет на солнышке и с трудом находит силы расхохотаться, когда Кеша выступает с импровизационным стендап-номером.
«Не были мы ни в какой Таити, – заявляет он в ответ на жалобы попугая. – Нас и здесь неплохо кормят».
Во втором эпизоде «Возвращения» кот, кажется, стал еще толще и ленивее. Зато обзавелся стильными джинсами, которые на его туше буквально трещат по швам. Да и вообще превратился в завзятого модника. Надувает пузыри из жвачки («это же бубль-гум!»), потешается над необразованностью прочих обитателей двора и хвастается потрясающей технической новинкой – плеером с наушниками. Кеша жутко завидует и пытается раскрутить скромного Вовку на щедрые дары, но в итоге осознает, что истинная любовь и глубокая привязанность измеряются отнюдь не материальными благами.
Василий / «Котенок с улицы Лизюкова» (1988)
Режиссер Вячеслав Котеночкин снял этот мультфильм на закате работы над серией «Ну, погоди!» – после «Котенка» вышло только два эпизода грандиозной эпопеи о противостоянии Волка и Зайца. Дело происходит в Воронеже. За дворовым котенком, еще одним Василием, вечно гоняются собаки. Бедолага вынужден спасаться на деревьях и сетовать, что из-за подобных шавок может «все лучшие годы проторчать на ветке».
Поэтому легко понять мечту Василия превратиться в большого и страшного зверя, чтобы недавние обидчики не вздумали его и пальцем (то есть лапой) тронуть. На помощь приходит ворона, владеющая навыками колдовства: тут же зашвыривает котейку в Африку. Там он магическим образом превращается в бегемота и пытается осмыслить свое место в мире. Кто он, как перенесся из родного Воронежа на чужбину, почему заперт в столь странном теле?
Кот-бегемот понемногу осваивается на новой локации. Знакомится с очаровательной слонихой и в целом чувствует себя неплохо. По дому, правда, скучает. «Скажите, пожалуйста, как пройти в Воронеж?» – сколько в этой фразе тоски!.. В общем, вышла мудрая и поучительная история о физических трансформациях, обретении себя и осознании, что для котенка по имени Василий прекраснее Воронежа нет города нигде.
Кот / «Кот, который умел петь» (1988)
По сравнению с вышеупомянутыми пушистыми коллегами этот котик менее знаменит, но ничуть не менее обаятелен. Он сохнет по высокомерной кошечке и посвящает ей серенады, к вящему неудовольствию приличных граждан, вынужденных слушать его завывания. Да и объект его воздыхания не отвечает романтичному зверю взаимностью. Безвылазно торчит в комнате, таращится в телеэкран и объедается вкусностями. Но кот не унывает и, как учил Сергей Довлатов, лезет к любимой женщине в окно, дабы продолжить концерт перед ее изумленным взором.
Женщина его стараний не оценила. Кот смекнул, что красотки с готовностью прыгают в объятия звезд шоу-бизнеса, и решил заявить о себе на телевидении. Но и там ему не рады. То, понимаешь ли, хвост не подходит. То морда полосатая смущает. То когти оказываются слишком длинны.
Так, собственно, и рождаются на свет антигерои: разгневанный кот замышляет диверсию и рушит вышки с проводами, чтобы проклятое телевидение больше никому не испортило жизнь. Похвальная изобретательность – люди наконец вышли на прогулку, а кот получил шанс позвать возлюбленную на свидание. И спеть ей столько песен, что на целый альбом хватило бы.
Комментарии