Как режиссер «Красного призрака» пытался снять советский «Город грехов», но все равно создал нечто свое.
После завершения Русско-японской войны на заре XX столетия подпоручик Виктор Спиридонов (Дмитрий Павленко) вернулся на родину и взялся тренировать милицию для борьбы с «контрой». Внедряя им же разработанные приемы самообороны под кодовым названием самоболь. Но не он один намеревался создать национальное боевое искусство. Его конкурентом по этой части стал Василий Ощепков (Вольфганг Черни), разведчик, который жил в Японии и там же изучал дзюдо. Вскоре столкновение разных боевых стилей переросло в противоборство характеров, а там и до идеологического конфликта рукой подать.
В 2020 году режиссер Андрей Богатырев выстрелил эффектным кинокомиксом «Красный призрак», в котором загадочный мститель устранял подлых нацистов. В узких кругах ценителей это дерзкое кино, вдохновленное бодрыми боевиками категории B, спагетти-вестернами и лентами Квентина Тарантино, мгновенно стало культовым. Не терпелось узнать, чем Богатырев займется дальше. И чем он, в общем-то, только не занимался. И новогодний спецэпизод «Вампиров средней полосы» поставил, и в капустнике «Чумовой Новый Год» поучаствовал, и народную (как бы) комедию «За Палыча!» выпустил. Но талант его с того самого 2020-го по-настоящему расцвел именно в «Легенде о самбо», хотя ее путь на экраны оказался тернист: средства на постпродакшен пришлось собирать с помощью краудфандинга.
По сути, Богатырев вновь снял своеобразный кинокомикс, только теперь вдохновился традициями конструктивизма, авангарда, стилем советских плакатов 1930-х. Прежде чем вникнуть в сюжетные перипетии «Легенды», отмечаешь, как интересно ее просто разглядывать: изучать детали статичных кадров, игру света и тени, наслаждаться строгой симметрией и сочным использованием красного. Действительно любопытный визуал получился – монументальный и одновременно изящный, прямо-таки нуаровый местами, но не абстрактный, а колоритный и узнаваемый. Как же здорово, что Богатырев не побоялся сделать нечто свое: изначально-то он видел картину как оммаж «Городу грехов» на отечественный лад, с черно-белой гаммой и редкими вкраплениями прочих цветов.
Зато сейчас он с полным правом называет свежее детище самостоятельным кино и отвергает сравнения с «Непобедимым», экшеном 1983 года с Андреем Ростоцким в роли бывшего красноармейца, создающего советское боевое искусство на базе азиатского. Героя Ростоцкого звали Андрей Хромов, а прототипом его был Анатолий Харлампиев, которого в «Легенде о самбо» сыграл Антон Вохмин. Но если старый фильм отчетливо заявлял, что именно Харлампиев прославился как основоположник самбо, то новый делает акцент не столько на «самбо», сколько на «легенде». Это не тщательная реконструкция реальных событий, но вариация на тему, где разбирающиеся товарищи наверняка прикопаются к вольностям да несоответствиям. Но чего вы хотели от комикса?
Да и рассчитана «Легенда» не на профессиональных спортсменов и знатоков истории самбо, а на самый что ни на есть широкий круг зрителей, каждый из которых может выстроить собственные ассоциации между героями этой картины и знакомыми персонажами поп-культуры. Образ Ощепкова, скажем, напоминает о Жан-Клоде Ван Дамме во франшизе «Кровавый спорт». А Алексей Шевченков с идеально зализанными назад волосами заделался коварным НКВДшником, который пришелся бы ко двору в любом голливудском блокбастере с участием bad russians. Отдельно отметим, с каким азартом артисты накинулись на предложенные роли: многие из них ранее снимались и в «Красном призраке», сколотив с Богатыревым слаженную кинобанду.
Естественно, в ленте про самбо без драк – никуда. И поставлены они не только лихо и ловко, но и вполне правдоподобно, поскольку тот же Дмитрий Павленко, поклонник боевых искусств, большинство трюков исполнял сам. Эффектный бой Ощепкова с японским мастером джиу-джитсу тоже смакуешь с нескрываемым удовольствием. В памяти всплывают винтажные хиты с Брюсом Ли и ностальгические времена стареньких приставок, на которых разыгрывались аналогичные файтинги. Но все же главное здесь происходит не на ринге, а за его пределами. Где разворачивается личностная дуэль Спиридонова с Ощепковым, мало-помалу перерастающая в полноценное идеологическое противостояние.
В ход идут шантаж и доносы, мрачные тучи паранойи сгущаются в кадре, а когда ночью возле дома останавливается черный автомобиль, сразу ясно: добра от грядущей поездки не жди. И самбо как боевое искусство вдруг оказывается отражением глобальной борьбы за политическое влияние, где обычными людьми (пусть и знающими несколько хитрых приемчиков) легко жертвуют, словно шахматными пешками. Но «Легенда о самбо» не сворачивает на опасный путь агитки за какую-то непреложную истину, а до победного сохраняет настроение эдакой баллады, басни о делах давно минувших дней, которую рассказывает экранный Харлампиев, а мы, соответственно, трепетно ему внимаем, время от времени одобрительно ухмыляясь или почесывая в раздумьях затылок.
Одно только огорчает. Что доводить до ума подобное кино – которое на самом деле и авторское, и патриотическое, и зрительское, и какое угодно – приходится всеми правдами и неправдами, на годы растягивая производственный процесс («Самбо» закалялось шесть лет) и с трудом отыскивая источники финансирования. Хотя, возможно, в этом тоже – как и в самом самбо – скрывается некая духовная практика. Ведь прежде, чем одолеть противника, нужно одолеть себя. А киносъемки для этого как нельзя лучше подходят.
Комментарии