Сценическая версия романа Евгения Водолазкина «Лавр» монументальна во всех отношениях. И едва ли в Москве есть пространство, более подходящее для нее, чем Театр Российской армии. Тут сошлось все – и рекордные размеры его сцены, и столь же огромный зал (в котором всякий раз не остается свободных мест), и потрясающая акустика, что для действа с живой музыкой крайне важно.
При этом спектакль – воскрешение постановки Эдуарда Боякова 2021 года во МХАТе им. Горького. Воскрешение жития святого – что может быть символичнее? А когда речь идет об отношениях человека и Бога, символы видятся практически во всем. Они перемножаются друг на друга, порождая новые.
Декорация спектакля Нового театра при всей своей внушительности кажется лаконичной. Это прямоугольная конструкция из 24 кубов – 6 в длину и 4 в высоту. Однако ее простота обманчива. В зависимости от постановочных задач кубы могут быть непроницаемыми и становиться экраном для проекций, а могут открываться, превращаясь в окна.
Из этих окон ведет свое повествование Рассказчик (Дмитрий Певцов) и обращаются к главному герою люди, с которыми он встретился на своем жизненном пути. Оттуда льется дивная музыка группы «Лавра» – народные песни, гусли, перкуссия, бас-гитара – смесь этники и электроники, нашего далекого прошлого и настоящего.
Грани кубов могут светиться различными цветами. Вот шесть из них по центру сложились в сияющий белым крест, внутри которого лифт возносит одного из героев вверх, и что это означает, никому объяснять не надо. Вот цвет сменился на красный, и тут тоже, в общем, все понятно.
И самое удивительное: вся эта футуристичная машинерия не вступает в эстетическое противоречие со средневековой архаикой. Как не конфликтуют с рубищами явно современные элементы одежды, а старославянская лексика – со сленгом. Спектакль соткан из подобных противоречий, что если кого-то и удивляет, то лишь в первые минуты.
Впрочем, есть в нем и решения, далекие от театральной условности. Лавра в детстве, когда он был еще простым деревенским пареньком Арсением, играет (причем прекрасно!) мальчик, а не актер-травести. Прирученный им волк – тоже не актер в мохнатом костюме, а настоящий волкособ, демонстрирующий уровень дрессуры, которому позавидует любой цирк…
А ведь если подумать, взяться за перенос «Лавра» на театральную сцену изначально затея совершенно безумная, от которой, по словам Боякова, его всячески отговаривали. В успех предприятия не верил и автор романа, но, как позже признавался Водолазкин, он плакал, сидя в зрительном зале. Да, спектакли по мотивам романов дело обыденное: сколько мы видели, например, постановок по Достоевскому? Но тут требовалась куда более тонкая работа.
Бояков смело ввел в действие фигуру Рассказчика, который проговаривает зрителю целые страницы текста, и этот нетривиальный ход работает! Вместе с ним мы наблюдаем за тем, как мальчик Арсений, потерявший одного за другим своих близких, взрослеет, становится знаменитым врачевателем, теряет возлюбленную и, оплакивая ее, нарекает себя в ее память Устином.
Странствия в попытке как-то искупить вину за смерть девушки доводят Устина до полного самоотречения: сначала он становится нищим юродивым, потом отшельником, принимает постриг как Амвросий. И наконец, он, уже старец-схимник, получает свое последнее имя – Лавр (в его роли все тот же Певцов).
Четыре имени, четыре инкарнации одного и того же человека на разных этапах его пути к Богу. За каждым кроется свой смысл, и самый очевидный – у вынесенного в название произведения. Вечнозеленое дерево, лавр – символ победы. В данном случае победы над собой, над пороками и даже над смертью. По сути, лавр олицетворяет вечную жизнь.
Это путешествие длиной в несколько десятилетий, казалось бы, не самое легкое для восприятия и осмысления действо. Однако вот уже полтора года на спектакль Нового театра трудно купить билет, а на поклонах весь зрительный зал аплодирует стоя. И другой реакции на него просто не может быть.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…