Как многообещающий проект с суперзвездами превратился в шаблонный проходняк.
Молодой Ферруччо Ламборгини после войны возвращается в родное итальянское село. Возвращается как раз вовремя: пришла пора капусту собирать. И вот собирает он капусту в поле с отцом и как бы между делом заявляет: «Я тут, кстати, в город хочу переехать. Буду там тракторы конструировать. Самые лучшие тракторы, не чета всем другим тракторам. А первым делом гоночную машину сконструирую. Короче, дай денег, а». Но с гоночной машиной как-то сразу не выходит. Зато трактор получается отличный, всем тракторам трактор.
Да, если вдруг кто не в курсе, Ферруччо Ламборгини под собственной фамилией сначала тракторы выпускал, а уж потом на статусные автомобили переключился. О том, как так произошло и почему, достаточно ясно и обстоятельно рассказывает байопик «Ламборгини: Человек-легенда». То есть, можно сказать, программу-минимум фильм уже отрабатывает. Ключевые моменты биографии изложены, отполированные до блеска спорткары в кадре изящно фланируют покрышками шурша. Формально – придраться как будто бы не к чему. Но если чуть внимательнее приглядеться, поводов от души попинать эту картину найдется предостаточно. Итак, приступим.
Прежде всего следует напомнить, что фильм изначально должен был выглядеть совсем иначе. Главную роль должен был исполнять Антонио Бандерас, роль Энцо Феррари, заклятого конкурента Ламборгини, отводилась Алеку Болдуину, а в режиссерское кресло планировали усадить в меру заслуженного ветерана Майкла Рэдфорда (экранизация «1984» с Джоном Хертом, «Венецианский купец» с Аль Пачино). Также предполагалось, что в фильме будут освещены среди прочего детство Ферруччо и годы его службы механиком на авиабазе во Вторую мировую.
Но потом это все постепенно стало отваливаться. И Бандерас отвалился, и Алек Болдуин, и Майкл Рэдфорд, и детство, и Вторая мировая. Часть бюджета, надо полагать, тоже отвалилась. Было последнее обстоятельство следствием ранее перечисленных или же первопричиной, не так важно, потому что в итоге мы все равно получили кино качеством, судя по всему, объективно ниже, чем оно затевалось. Хотя, если уж начистоту, оно при любом бюджете и с любыми звездами, скорее всего, было бы не на высоте. Так как если уж кому и следовало отвалиться ради общего блага, то это сценаристу Роберту Мореско, который и позицию режиссера себе прибрал, дождавшись ухода Рэдфорда.
Вряд ли вы сейчас с ходу вспомните, кто такой Роберт Мореско, а у него ведь, на минуточку, «Оскар» имеется. За сценарий к «Столкновению» Пола Хаггиса – общепризнанно одному из худших фильмов, когда-либо удостаивавшихся «Оскара». Кроме того, его имя значится в титрах «Малышки на миллион» Клинта Иствуда – в числе продюсеров. Тем более-менее значимые достижения Мореско фактически исчерпываются. И «Ламборгини: Человек-легенда» к таковым, как вы, наверное, уже догадались, также не относится.
Фильм делится на три неравные главы. В первой Ферруччо Ламборгини играет никому не известный Романо Реджани. Там из примечательного – вероятно, самый длинный в истории кинематографа диалог про тракторы, комично медлительная покатушка на доисторических гоночных драндулетах и увлекательнейший процесс сборки трактора из металлолома. А из непримечательного – все остальное: сплошные заезженные шаблоны из типового набора «Заезженные шаблоны для вашего посредственного байопика». Ну, вы знаете, в него еще бесплатно входит отец, заведомо скептически настроенный к увлечениям героя.
Во второй главе – когда половина фильма, считай, позади – появляется наконец Фрэнк Грилло, привлеченный вместо Бандераса. Фрэнк Грилло – это такой качок из боевиков, с колоритной физиономией. В основном из плохих боевиков. Иногда попадаются, конечно, и приличные, но в любом случае чаще всего функция его сводится к тому, чтобы своей упомянутой физиономией на втором-третьем плане сверкать, создавая фактуру. А тут у него, понимаешь, большая драматическая роль. Более того, он как бы изображает этакого итальянского Стива Джобса, техногения с прескверным характером, точно в том фильме с Фассбендером. В то время как Роберт Мореско, соответственно, мнит себя Аароном Соркином и Дэнни Бойлом в одном лице.
Но как Фрэнк Грилло, при всем уважении к его завидной физической форме и к форме его челюсти, – не Майкл Фассбендер, так и Роберт Мореско – не Аарон Соркин. Поэтому складывается впечатление, что сценарий писали сразу три человека разных профессий: пиарщик, бизнес-коуч и инженер. Причем инженер – хороший, грамотный, всяких специальных терминов набрасывает будь здоров (в стиле того же Соркина). Правда, его до кучи зачем-то заставили отвечать за те места, где Ферруччо Ламборгини общается с женой и сыном, и там он явно старался как мог, но просто не его это стезя. А вот пиарщик с бизнес-коучем совсем никудышные. Впрочем, бизнес-коучи только никудышными и бывают. Хотя реплика «наши возможности безграничны, пока мы не облажались», пожалуй, достойна быть вписана в какой-нибудь золотой фонд мотивационных цитат.
Ну а с точки зрения пиара «Ламборгини: Человек-легенда» – полный провал. Потому как строить идентичность (корпоративную, национальную или какую иную) на противостоянии с кем бы то ни было или противопоставлении кому бы то ни было – это всегда удел лузеров. А фильм, вновь не осмеливаясь бросать вызов штампам, чуть ли не полностью концентрируется именно на противостоянии «Ламборгини» и «Феррари». И не так, как в «Ford против Ferrari», – в масштабах отдельно взятой гонки. А в масштабах, сопоставимых с жизнью. Через весь фильм короткими вставками даже проходит воображаемый метафорический заезд синьоров Ламборгини и Феррари на своих автомобилях по пустынной ночной трассе, и никак Ферруччо догнать старого Энцо не может. Но что еще более унизительно, Энцо Феррари на их противостояние словно бы глубоко плевать, и сыгравший его Гэбриел Бирн это блестяще показывает, не напрягая ни единого лицевого мускула.
Есть в фильме «Ламборгини: Человек-легенда» еще и третья глава, но в ней буквально две с половиной сцены. Ферруччо Ламборгини сообщает сыну, что в силу навалившихся проблем вынужден продать компанию, и уезжает неторопливо в закат. На этой тоскливой ноте фильм завершается, а на экране всплывает надпись, поясняющая, где тут вообще была обозначенная в подзаголовке легенда. Дескать, одну модель кто-то назвал самой красивой в истории.
Любопытно было бы узнать, что по поводу этого всего думают нынешние боссы «Ламборгини». Видимо, им так же плевать, как Энцо Феррари и Гэбриелу Бирну. Вряд ли этот фильм как-то подорвет популярность бренда. Бренду «Ламборгини» и совместный трек Моргенштерна и Тимати нипочем, не к столу будет сказано. Зато вот что действительно интересно. В основу сценария (повторимся, очень плохого сценария) легли мемуары Тонино Ламборгини, сына Ферруччо. А если что и можно из картины об их отношениях почерпнуть – так это то, что отношения те были весьма натянутыми. Проще говоря, родителем Ферруччо был так себе. Отсюда – неочевидный, но ценный урок: если не хотите, чтобы про вас потом посредственный байопик сняли, уделяйте детям больше внимания.
Комментарии