Кино

Культурный феномен: Леонард Нимой и мир научной фантастики

Леонард Нимой появился на свет 26 марта 1931 года в Бостоне. Будущий актер родился в семье еврейских эмигрантов из Хмельницкой области. Его отец впоследствии владел парикмахерской, мать была домохозяйкой, а сам Леонард скопил первые серьезные деньги, занимаясь продажей пылесосов.

Казалось бы, мальчика ждало типичное будущее выходца из рабочей семьи, однако Нимой настолько увлекся театром, что твердо решил связать свою жизнь со сценой. Ему не помешали ни военная служба, во время которой он познакомился с будущей супругой, ни почти 10 лет забвения, когда актеру приходилось подрабатывать официантом и водить такси, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

Настоящим ангелом-хранителем для Леонарда Нимоя стал Джин Родденберри: в начале 1960-х сценарист и продюсер приметил талантливого актера и предложил ему роль вулканца Спока в своем новом амбициозном проекте – футуристическом сериале «Звездный путь». Проект рассказывал о будущем, где люди жили в мире с обитателями других планет, объединившись под знаменем Федерации, и отправляли в разные уголки космоса гуманитарные и миротворческие миссии.

«Звездный путь» о 5-летней исследовательской миссии экипажа «Энтерпрайз» был особой вехой на ТВ – он рисовал оптимистичное будущее для всех народов, поднимал прогрессивные темы, ребром ставил этические и моральные вопросы. Наконец, отличался многорасовым актерским составом – и это во времена, когда в южных штатах кампании за десегрегацию по-прежнему не встречали понимания.

Кадр из сериала «Звездный путь»

Внимание обращали на себя откровенные наряды, в которых щеголяли девушки-инопланетянки, а постоянно рвущаяся форма Джеймса Кирка со временем превратилась в мем. Несмотря на скудное финансирование, из-за которого «Звездный путь» еще в 1960-е смотрелся довольно наивно, а актеры то и дело врезались в двери, которые за кадром не успевали открыть реквизиторы, создатели каждый раз находили способ креативно рассказать новую историю о какой-нибудь далекой планете.

На данный момент «Звездный путь» является одной из самых кассовых медиафраншиз за всю историю, обладающий масштабной фанбазой и в большей степени предсказавшей будущее – в NASA прибавилось сотрудников именно после выхода оригинального сериала, а изобретатели зачастую не скрывали, что вдохновлялись техникой, постоянно мелькавшей в кадре. Однако запуск проекта был непростым делом – пилотный выпуск был отвергнут руководством канала, что затянуло премьеру на полтора года, а первый сезон не вызвал восторга у публики – шоу не закрыли только из-за петиции немногочисленной группы фанатов. 

Кадр из сериала «Звездный путь»

Однако в конце концов «Звездный путь» стал сенсацией – в первую очередь благодаря актерскому составу. По первоначальной задумке главным героем должен был стать капитан Джеймс Кирк в исполнении уже популярного на тот момент Уильяма Шетнера. Леонард Нимой и ДеФорест Келли в ролях помощника капитана Спока и судового врача Леонарда Маккоя были задуманы как свита короля, однако случилось непредвиденное. Зрители влюбились именно в Спока, чей персонаж вызывал особое беспокойство у руководства.

Логичный и хладнокровный вулканец неизменно вызывал восторг у публики – и ревность со стороны Билла Шетнера. Тот даже пошел с жалобой к Родденберри, на что продюсер ответил очень просто: если что-то работает на сериал, то это хорошо для всех. После такого аргумента Шетнер смирился с происходящим и постепенно наладил контакт коллегой по площадке. В итоге актеров связали невероятно теплые отношения: после кончины Леонарда Билл выпустил книгу мемуаров под названием «Мои 50 лет дружбы с выдающимся человеком».

Леонард Нимой и правда был выдающимся – он играл на сцене, писал стихи, фотографировал, записывал песни, а позднее попробовал себя на ниве режиссуры. Он был человеком, не только влюбленным в актерскую профессию, но и преданным ей. Имея профессиональное образование, он постоянно совершенствовался, пропадал на гастролях, много времени тратил на создание и проработку образа, привносил на съемочную площадку театральные техники. Публика знает Спока именно благодаря кропотливому труду Нимоя – вулканцу достаточно было взмахнуть рукой, чтобы восхитить зрителей.

Однако давление славы давало о себе знать. В определенный момент Леонард Нимой столкнулся с алкогольной зависимостью, усугубившейся из-за развода с первого женой и крайне загруженным графиком. Актер проводил на площадке «Звездного пути» по 12–14 часов (не стоит забывать и про трудоемкий грим) 5 дней в неделю, а в выходные видел себя в роли Спока по телевизору. Образ вулканца, принесший ему славу, тяготил звезду, влиял на его психофизическое состояние, заставлял замыкаться в себе и подавлять эмоции. В какой-то момент актер даже заявлял, что не вернется к образу Спока (вопрос решился позднее, в том числе и урегулированием иска о процентных отчислениях).

Леонард Нимой и Уильям Шетнер с женой

Попытка отделить образ персонажа от собственного «я» заставила Леонарда взяться за автобиографию под говорящим названием «Я – не Спок». Спустя 20 лет вышел второй роман «Я – Спок», где автор, задействованный в десятках спектаклей и проектов, вновь рассуждал о влиянии одного-единственного персонажа на всю его жизнь.

Нимой понял, что дела плохи, только когда начал выпивать прямо на площадке. После этого он взял себя в руки и обратился за помощью. Реабилитация дала свои плоды, хотя в будущем в подобной ситуации оказался сын актера Адам. В документальном фильме «Ради Спока» наследник Нимоя, также справившийся с зависимостью, проанализировал отношения с отцом, который из-за феноменальной нагрузки и статуса иконы уделял больше внимания фанатам, чем родным. К слову, картина стала самым кассовым фильмом, деньги на создание которого собирали с помощью краудфандинга.

С сыном Адамом

Позднее фильм о Леонарде Нимое сняла и его дочь Джули. Лента была посвящена в том числе и болезни, от которой скончался актер – хронической обструктивной болезни легких, проявившейся через 30 лет после отказа звезды от курения. Несмотря на плохое самочувствие, Леонард продолжал вести активный образ жизни, занимался фотографией, посещал различные поп-культурные фестивали, поддерживал работу собственного фонда, а незадолго до постановки диагноза успел сняться в кино. Он два раза повторил роль Спока в перезапуске «Звездного пути», а третий фильм серии был посвящен его памяти и включал в себя несколько невероятно трогательных сцен, доведших фанатов до слез.

Нимой на протяжении 50 лет появлялся в образе Спока в кино и на ТВ. После успеха оригинального сериала, продлившегося 3 сезона, последовал анимационный спин-офф и 6 полнометражных фильмов. Первый напоминал расширенный эпизод шоу, а сейчас и вовсе смотрится непомерно затянутым, однако в конце концов создателям удалось нащупать необходимый баланс драмы, юмора и приключений, подарив зрителям несколько запоминающихся экспедиций и культовых героев.

С Закари Куинто и Джей Джей Абрамсом на съемках перезапуска «Звездного пути»

Вселенная разрасталась, обзаводилась спин-оффами и приквелами. И это не говоря о том влиянии, которое франшиза оказала на культуру. «Звездный путь» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный фантастический эпос в истории, а отсылки к серии можно найти во множестве проектов – как пародийных, так и не слишком. «Теория большого взрыва», «Футурама», «Орвилл» от Сета МакФарлейна – все они исследуют наследие детища Родденберри, а мечты поставить свой фильм до сих пор лелеет такой корифей как Квентин Тарантино.

«Звездному пути» как нельзя идет определение «пионерский», применимое ко всем областям человеческих знаний. Построенный в 1977 году первый космический шаттл получил название «Энтерпрайз», прах Джина Родденберри развеяли в космосе, в честь Леонарда Нимоя назвали астероид…

Доходит едва ли не до абсурда: «Звездный путь» фактически спровоцировал появление фанфиков – поклонники стали сами сочинять истории о приключениях экипажа «Энтерпрайза», используя давно наработанные штампы, придумывая свои альтернативные вселенные и параллельные реальности.

Кадр из фильма «Звездный путь 2: Гнев Хана»

Столкновение непохожих героев, мифологические отсылки, идея объединенных народов и пространства, в котором нет места войне – только конструктивному диалогу культур, сделали «Звездный путь» выдающимся продуктом, опередившим свое время и настоящим маркером эпохи, по-настоящему объединившим людей по всей планете.

Впрочем, как показывает сегодняшний день, эти принципы и идеалы нисколько не устарели. Ну а фирменный жест «живи и процветай», придуманный Леонардом на основе детского воспоминания (кстати, вулканский захват – тоже его идея), скорее всего узнают даже те, кто ни разу не видел оригинальный сериал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Передачи про дачи

Праздничные майские выходные традиционно объединяют трудящихся на даче. Загородные поместья и приусадебные участки манят в пасторально-шашлычный рай. Но встречают хлопотами…

11 часов назад

Мэрил Стрип получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах

Мэрил Стрип получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» 77-го Каннского кинофестиваля. Об этом сообщили в пресс-службе смотра: «Спустя 35 лет после…

15 часов назад

«Загляни ему в голову»: Яркий процедурал, в котором психиатрия схлестывается с криминалом

В начале апреля на платформе «Смотрим» стартовала детективная драма «Загляни ему в голову», рассказывающая о криминальном психиатре, который обладает невероятным…

17 часов назад

Уэс Андерсон – о хаосе, театральности и черно-белом кино

О собственном стиле Возможно, прозвучит странно, но мне действительно не кажется, что я выбрал какой-то определенный стиль. Стиль – это…

1 день назад

«Жадно смотрю в сейчас»: Интервью Аллы Сигаловой

Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А…

1 день назад

«Летучий корабль» отправится в новое плавание

Сказочный фильм-мюзикл «Летучий корабль» получит продолжение. Об этом рассказал продюсер Алексей Учитель: по его словам, премьера сиквела намечена на 2026…

2 дня назад