Журнал

Ксения Кутепова: «Мне нравится, когда больше внутри, чем снаружи»

Заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии, «Чайки» и «Золотой маски»… Вместе с сестрой-близнецом Ксения Кутепова была одной из тех, кто стоял у истоков «Мастерской Петра Фоменко» и не изменяет любимому театру уже более 30 лет. Хватает у нее и киноработ. В Okko стартовал сериал «Как приручить лису», демонстрирующий очень необычный взгляд на уже порядком избитую тему маньяков, тем не менее привлекшую Ксению.

Вы с Полиной, конечно, не первые в истории близнецы, ставшие артистами, но, кажется, никто из них не отказывался от эксплуатации похожести и не выбирал совершенно самостоятельный путь. И уж точно не достиг в этом таких высот… 

— Не знаю, первые мы такие или нет. Но если и так, то только в кино, потому что мы с Полей работаем в одном театре – «Мастерская Петра Фоменко», причем уже более 30 лет, с момента его основания. Я пришла в профессию в начале 1990-х, когда наша киноиндустрия переживала переходный период, сниматься было особо не в чем, так что начало моего творческого пути практически полностью связано с театром. Ему я обязана всем, в частности возможностью поработать с Петром Фоменко, Сергеем Женовачем, Евгением Каменьковичем и многими другими прекрасными режиссерами.

Фото: Илья Вартанян

Но я ведь правильно понимаю, что сниматься порознь вы с Полиной решили сами?

— Да, это было вполне осознанное решение, потому что мы все же отдельные личности – самодостаточные и очень разные. И строить карьеру на том, что мы близнецы, прямо вот совсем не хотелось. Это не то, что мы в себе ценим.

Но вам тем не менее методично слали истории про близнецов, а вы так же методично от них отказывались?

— Конечно! Просто не хотелось размениваться на ерунду. Хотя была одна очень интересная работа, которую, к сожалению, не удалось закончить… В 1994 году Семен Аранович начинал снимать фильм под названием «Агнус Дей». И это как раз была история про двух сестер-близнецов, разворачивавшаяся во время войны. Там было прекрасно все – сценарий, режиссер, актеры… Но, к сожалению, Семен Давидович тяжело заболел и умер, царствие ему небесное, так и не завершив начатое.

У вас уже почти 70 ролей в кино, это немало. Насколько вы вообще избирательны?

— В молодости, когда я была преисполнена максимализма и каких-то идеалистических представлений о том, во что бы мне хотелось ввязаться, от предложений отказывалась чаще. А потом настал такой момент, когда… Не могу сказать, что мои принципы куда-то исчезли, но я поняла, что в жизни все очень подвижно. Бывает, что соглашаюсь на что-то абсолютно импульсивно или потому что это друзья, которым не могу отказать. А случается, что сижу без дела и хочется просто работать. Выбор, как правило, обусловлен тем, в какой ситуации он возник.

Фото: Илья Вартанян

У вас в Okko вышел сериал с оригинальным названием «Как приручить лису». Мне в нем увиделась аллюзия на Экзюпери

— Я не знаю, имелся ли в виду «Маленький принц»… Вообще, это довольно трагическая история о девочке, жившей в лесу. Такой современный Маугли – ребенок с отсутствующими социальными навыками и разрушенной психикой. И моей героине предстоит как-то достучаться до нее, найти путь к ее сердцу.

Что весьма непросто, поскольку девочку воспитал маньяк. То есть этот сериал встраивается в череду криминальных триллеров вроде «Хрустального», «Трассы» и «Фишера»?

— Ну не совсем. В этом сериале — фокус внимания на девочку, которая оказалась в неведомом для себя мире.

Звучит интригующе! Вас проект именно этим необычным направлением взгляда зацепил?

— На меня вообще большое впечатление произвела автор сценария и режиссер сериала Юлиана Закревская. Она до этого работала как сценарист, писала в том числе и про маньяков (сериал «Душегубы», 2019, – КР), и «Как приручить лису» – ее режиссерский дебют. При этом Юлиана понравилась мне еще на пробах. У нас с ней оказалось похожее видение роли и отношение к кино в целом – когда больше внутри, чем снаружи. Я тогда подумала: «О, свой человек! Наверное, мы найдем с ней общий язык». Была рада, что меня утвердили, и ни разу потом об этом не пожалела. Она очень трепетный и деликатный человек.

Если проанализировать вашу фильмографию последних лет, можно обнаружить потрясающий жанровый разброс: фантастический боевик, мелодрама, комедия, фэнтези, эротическая драмеди, историческая драма, криминальный триллер, шпионский детектив…

— Да, но разброс ролей совсем не потрясающий. Играю я либо императриц, либо учительниц, библиотекарш, докторов. Я не жалуюсь, но бабушку из деревни мне сыграть раньше никто не предлагал.

Фото: Илья Вартанян

А все ваши героини приблизительно того же возраста, что и вы?

— Была у меня очень трудная работа – драма «Танец Дели», где мне досталась роль женщины сильно старше. Мы долго репетировали и к началу съемок пришли к мысли, что надо играть конкретно пожилую женщину. Я очень испугалась – у меня руки тряслись не по роли, а просто от страха. И можете представить: буквально позавчера я была на одном мероприятии, и ко мне подошла молодая девушка и сказала, что ее любимый фильм – «Танец Дели». Наговорила мне столько прекрасных слов! Это было очень приятно. (Улыбается.) В том числе и потому, что кто-то из ее поколения видел эту не самую известную картину 2012 года.

Мне кажется, в любую авантюру можно ввязаться, если рядом проверенные люди. В 2022-м у вас вышла мелодрама «Портрет незнакомца». Мало того, что ее снял ваш муж Сергей Осипьян, так в ней еще и снималась труппа вашей родной «Мастерской Петра Фоменко».

— Это было восхитительно! И дело даже не в том, что мы давно знаем друг друга, а в том, что мы одной системы координат, одной театральной школы, говорим на одном языке и в профессиональном смысле, и в человеческом. Атмосфера на площадке была невероятная, и это чувствуется в кадре по тому, как актеры взаимодействуют. Спасибо Сереже, которому пришла эта идея в голову. И кстати, нам так понравилось, что мы решили повторить этот опыт. И сейчас у нас идет работа над сериалом под названием «Улей», сценарий которого изначально написан в расчете на труппу «Мастерской Петра Фоменко». Мы всем театром ждем, когда он выйдет, и надеемся, что сериал будет так же прекрасен, как чудесно нам было в нем сниматься.

Когда актеры настолько сыграны, процесс работы ускоряется?

— Скорее наоборот! (Смеется.) Слишком много шуток и неформальных отношений. Плюс еще Сережа со всеми знаком не один десяток лет, и никто не стесняется подходить со своими предложениями, видением роли. В итоге имеет место обратный эффект.

Считается, что для актрисы большая удача, когда муж режиссер: без работы не останешься. Но, мне кажется, , у вас и так все в порядке.

— Не мой! Я всю жизнь прошу его написать сценарий про женщину. Но нет. К сожалению, мужская тема его занимает больше.

Фото: Илья Вартанян

Вы являетесь частью того самого ГИТИСовского выпуска 1993 года, который и составил труппу «Мастерской Петра Фоменко». Можете представить, что по каким-то причинам его покинете?

— Не хочу размышлять о будущем, не знаю, как все сложится. Но могу сказать, что есть определенная доля ответственности за театр, который мы создали. И это немаловажный фактор! Я не могу бросить наше детище. И с уходом Петра Наумовича эта ответственность только возросла.

Фоменки – это же часть гитисовского ноу-хау: актерско-режиссерского курса. У вас сразу были и постановщики, и труппа, причем сработавшиеся.

— Обучение актеров на таком курсе очень сильно отличается от обучения на чисто актерском курсе этажом ниже, потому что с первого года все в одном котле – и режиссеры, и артисты – сочиняют, делают этюды, ставят отрывки. Таких выпускников я вижу сразу: у них другое мышление, по-другому строят роль.

Какую роль в театре вы играете дольше всех?

— У нас есть спектакль «Семейное счастье» по Льву Николаевичу Толстому в постановке Петра Наумовича Фоменко. Этому спектаклю, где играю главную роль, более 20 лет. Был момент, когда Петр Наумович подошел ко мне и просто немножко перенаправил оптику… Когда мы только выпустили спектакль, у меня еще не было детей, а потом родились сын и дочь, и все внутри поменялось. Фоменко дал новые вводные – куда направлять свое внимание. А был момент, когда мне уже было трудно существовать в этой роли.

Раз уж вы упомянули детей… Василию – 23, и он учится на продюсера. Лида на три года младше, и она тоже выбрала для себя творческую профессию, но ни к кино, ни к театру прямого отношения не имеющую?

— Она учится в Британской высшей школе дизайна. Моя дочь, мне кажется, родилась с карандашом в руке…

И как вам, что оба выбрали не актерство?

— Главное – жизненный опыт. И чтобы работа приносила удовольствие. Если, дай бог, так сложится их жизнь, что этот принцип будет соблюдаться, конечно, буду счастлива.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

8 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

11 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

12 часов назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

15 часов назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

18 часов назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

1 день назад