Комната десятилетнего Джоджо увешана постерами с самым популярным супергероем своего времени — Адольфом Гитлером. Румяный фанат в коротких штанишках настолько одержим кумиром, что общается с ним как с воображаемым другом. Шепелявый Гитлер с лицом Тайки Вайтити учит Джоджо зиговать, ненавидеть евреев, любить Германию, а еще — верить в себя!
Вместе они идут в летний поход под патронатом зверских вожатых в пилотках и очаровательных военоргов. Бегать со вскинутыми руками, сжигать книжки и метать ножи (один непременно отскочит кому-нибудь в ногу) — ужасно весело. Гораздо труднее пройти обряд посвящения в гитлерюгенд — свернуть шею серому кролику. Джоджо отпускает жертву на глазах у отряда и получает позорную кличку Кролик. Но воображаемый Гитлер принимается его утешать — кролики ведь жутко проворные, не страшно, чего ты… Впрочем, проворства у Джоджо столько же, сколько и тяги к насилию, так что сразу после проваленного убийства животного он умудряется подорваться на гранате.
Со шрамами на половину лица Джоджо приезжает домой. Отец, как он думает, воюет в Италии, старшая сестра умерла от гриппа, так что встречает беднягу лишь лучезарная мама (Скарлетт Йоханссон). Она здорово танцует, прекрасно гримасничает, катается с Джоджо на велосипеде и зовет его Говнитлером (Shitler в оригинале). А попутно — прячет на чердаке одноклассницу умершей дочери. Увидев ее, дружище Гитлер вылетает в окно с криками: «Евреи едят нацистов!» — а Джоджо берется в одиночку изучать чердачного монстра. «Я же просил нарисовать дома евреев, но это всего лишь дурацкий рисунок моей головы». — «Да, ровно там мы и живем».
Опыт еврейских детей, переживших или не переживших Холокост, как правило, не отделяется от общего разговора о жертвах катастрофы. Это кажется логичным и исторически справедливым: не делая скидку на возраст, нацисты низводили всех евреев до одной расчеловеченной массы, поэтому задачей потомков стало уравнивание пострадавших в неприкосновенном статусе жертвы. Уже много лет списки самых известных книг о Холокосте возглавляет дневник еврейской девочки Анны Франк, определяемый как «взрослый» по своей глубине текст; «голос, говорящий за шесть миллионов». В кино доминирует такой же вневозрастной образ жертвы нацизма: прячущийся в застенках еврей Эдриана Броуди из «Пианиста» младенчески чист и беспомощен, а героиня Марты Козловой из «Войны Анны» лишена и толики инфантильности. В современной культурной памяти опыт еврейских детей равен опыту взрослых евреев, но совсем другое дело — немцы и их дети.
Немецкие дети стали обсуждаться как отравленное взрослой идеологией поколение, как только исчез Третий рейх: уже в 1947 году Роберто Росселлини снял «Германия, год нулевой» — фильм с наглядной метафорой нацистского яда, обращенного против детей. Росселлини сделал кино о немецких детях, беспрецедентно пострадавших от отцов, — неслучайно режиссер французской новой волны Франсуа Трюффо назвал этот фильм «первым случаем в истории кино, когда центром тяжести были представлены дети, а не взрослые». Не без риска задеть чьи-то элитистские воззрения комедию Вайтити можно поставить в один ряд с драмой Росселлини. Здесь не просто выставлен фокус на детское восприятие правой идеологии, но подобрана адекватная этому восприятию гротескно-фантазийная форма. Сильную, но типичную в своей меланхоличности историю писательницы Кристины Люненс режиссер превратил в «Улицу Сезам» со свастикой: как гитлерюгенд и мог привидеться десятилетнему немцу.
Гитлер Вайтити напоминает скорее Тигру из «Винни-Пуха», чем грозного прототипа с портретов; начальник гестаповского отряда — вылитый судья Рок из «Кто подставил Кролика Роджера», а квир-пара военоргов (Сэм Рокуэлл и Алфи Аллен) похожи на маппетов. Каждому персонажу здесь даны врезающиеся в память черты и доверены звонко выстреливающие фразы. Когда мужчины в черных костюмах приходят обыскивать дом Джоджо, вместо обязательных рукопожатий они вскидывают руки и кричат «хайль!» — по очереди и каждому. Главный гестаповец рассыпается в комплиментах комнате Джоджо и напоминает о лживости слухов, что у Гитлера всего одно яичко. На самом деле у него их четыре.
При этом заслуга Вайтити вовсе не в удачно поставленной комедии, а в ее неровном тоне. Картинка, сшитая из комичных slow-mo, мельтешащего монтажа и сюрреалистичных вставок, разреживается тяжелыми длинными кадрами. То и дело подрагивает и жанровая форма: когда Джоджо впервые слышит шум с чердака, гротескную комедию внезапно затмевают хоррор-клише. Образный уровень столь же непредсказуемо рябит. Джоджо и Гитлер в нелепой шапочке плавают в бассейне, а у бортика сидит заблюренный калека с ампутированными конечностями. На залитых солнцем улицах болтаются повешенные, а по прогулочной аллее проползает грузовик с окровавленными солдатами вермахта. Наконец, пока Джоджо танцует с мамой в уютной гостиной, на чердаке еврейская девочка сидит с ножом. Все эти скачки интонации выделяют комедию Вайтити среди капустников вроде «Гитлер капут!», приближая ее к фильмам вроде «Солнцестояния» или «Человека-швейцарского ножа». Подобно Астеру и Квану с Шайтером, Вайтити провоцирует зрителя весь фильм сидеть с неуверенной дрожащей улыбкой — то громко смеяться, то скорбно замолкать. Возможно, именно эта странная интонационная неровность — наиболее точная современная форма для разговора о страшном.
Еще до выхода фильма автор его литературного источника «Небеса в клетку» (Caging Skies) Кристин Люненс очень точно описала, как снимает Вайтити: «Я склоняюсь к драме и закладываю в нее немного смеха, а он больше склоняется к юмору, внутрь которого кладет более жесткие куски». Во второй половине фильма сюжет разрывается столь резким некомедийным поворотом, что сомневаться в методе Вайтити уже не приходится. Контрастность, вживленная в каждый элемент фильма, подобно рубцам на лице Джоджо, напоминает о болезненной слоистости идеологии.
Неровный тон спровоцировал столь же неровную реакцию критиков. Многие сразу посчитали, что негоже автору «Рагнарека» браться за кино о Третьем рейхе и что юмор а-ля «Реальные упыри» неуместен в теме нацистских жертв. Но Вайтити говорит не столько о гитлерюгенде, холокосте или партизанском сопротивлении, сколько о том, что дети охотно верят в сказки про чистую расу или радиоактивный пепел, но навязывать единственную версию истории — дело бессовестных взрослых.
Выход «Кролика Джоджо» в российский прокат не планируется.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…