Лучшего названия, чем «В Кейптаунском порту», — то есть прямой отсылки к одноименной песне, которой только в русском варианте (оригинал на идише под названием Bei Mir Bist Du Schön начал гулять по миру еще в 1932-м, — прим. «КР») почти 80 лет, — и придумать было нельзя. И история этого шлягера, и сама кровавая байка про моряков, родившаяся по преданию в голове ленинградского 9-классника, удивительно точно рифмуются с фильмом Александра Велединского.
Все в нем, начиная с пролога с зажигательным танцем на краю скалы и заканчивая финальными титрами, одно сплошное упражнение в прекрасном, периодически дающее крен то в лирику, то в криминал, то в чуть ли не магический реализм. Потому что события картины, судьбы ее героев невероятны настолько, насколько бывает удивительна сама жизнь. Все это похоже на бесконечную небылицу, рассказанную кем-то в кабаке за дюжиной кружек пива.
По сюжету, где-то на Сахалине, сразу после окончания Великой Отечественной войны (что для тех мест совсем не означало наступление мирного времени) встретились трое. Автор именует их Моряком, Салажонком и Паханом. Встреча была мимолетной, и уже через минуту началась стрельба в лучших традициях вестернов. Каждый из ее участников думал, что стал единственным, кто уцелел.
На самом деле, выжили все трое. И судьба забросила одного в Севастополь, другого в Питер, а последнего аж в тот самый Кейптаун. Мы видим их уже полвека спустя — очень немолодыми людьми, и каждый из них достоин отдельной повести. Пахан (Александр Робак) стал патриархом сразу двух разнорасовых (белой и африканской) семей, их война за наследство местами напоминает творения Эмира Кустурицы. Бывший Салажонок (Владимир Стеклов) — писателем и драматургом: в театре репетируют пьесу по его воспоминаниям. Ну а Моряк (Сергей Сосновский) так и остался моряком до гроба. Который, видимо, не за горами: он сбегает из больницы, где врачи не могут сказать ему ничего утешительного…
Три истории неоднородны (история Пахана, без сомнения, намного ярче прочих) и переплетены. А само повествование настолько нелинейно, что не сразу становится понятно, что вообще происходит. Поначалу можно подумать, что перед нами разыгрываются какие-то параллельные реальности — как могли бы сложиться судьбы героев, если бы они не погибли в той перестрелке. На это работают и структура, и сюжетные перипетии, и общее ощущение сказочности.
В графе «жанр» у фильма значится только драма, на деле же каждая из линий подана в своем стиле. Питерская часть, благодаря бандитам, требует приставки «криминальная», Кейптаун — чистейший фарс с элементами комедии. Что касается Севастополя, то он вообще похож на личный рай (ну или чистилище) Моряка. Тот подсаживается к пожилому незнакомцу (Юрий Кузнецов) за столик в нескольких метрах от плещущегося моря. Они заводят ни к чему не обязывающий разговор, светит яркое летнее солнце, по променаду прогуливаются красотки в легких платьицах. Это ли не счастье?
Действие развивается неспешно, и картина в целом выглядит по-хорошему старомодно. Что, в общем, логично, учитывая, что Велединский написал сценарий «В Кейптаунском порту» 20 лет назад, дважды подступался к его экранизации, но оба раза мешал экономический кризис (1998-го и 2008 годов). Да и в основе фильма, кстати, реальная история, которую когда-то очень давно режиссеру рассказал отец. Он стал прототипом Моряка.
В целом, фильм оставляет приятное послевкусье и заставляет думать — как во время просмотра, так и после него. Думать о том, какое значение в нашей жизни имеет случай. Как одно слово, жест, шаг могут изменить все. А сделанного, увы, не вернуть.
«В Кейптаунском порту» в прокате с 29 сентября.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…