Статьи

Крибле-крабле-гардероб

Проверенная классика

В фэнтези, ссылающихся на древний эпос, нет места экспериментам. Костюмы героев вторят западноевропейским средневековым одеяниям, схожи между собой по дизайну и крою, но отражают иерархические отличия и характеры владельцев.

Художница Найла Диксон, работавшая над «Властелином колец», называет мага Гэндальфа «своенравным бродягой, который говорит на языке народа». «Его костюм очень земной, видавший виды, а мощь скрывается за неказистой внешностью», — подчеркивает она. Ансамбль дополняет фактурная шляпа, которую обожает и сам Иэн МакКеллен, исполнитель роли волшебника.

«Костюм Сарумана — это отсылка к одежде эльфов, он из той же ткани, в том же стиле. Длинные одеяния подчеркивают силу и акцентируют рост», — объясняет Диксон, а Питер Джексон, режиссер трилогии, подхватывает: «Когда мы придумывали могущественного мага, я хотел видеть его холодно-синим, ледяным. Но черные брови Кристофера Ли оставил в покое: если актер обладает уникальными чертами, обыграйте их!» Сочетание невинного белого с холодным голубым и темные акценты на лице дали нужный эффект — Саруман вызывал тревогу и неосознанный страх.

А эльфы в экранизации Джона Р. Толкина выглядели как модели из рекламы Nike: идеальная фигура, правильные, но лишенные индивидуальности лица. Бархатные костюмы, как и их хозяева, были похожи друг на друга. Разнились только амулеты, подвески и прочая бижутерия, определяющая иерархию.

Новый формат

К костюмам героев современных сказок, среди которых франшиза о Гарри Поттере и трилогия «Фантастические твари», — иные требования. Здесь больше простора для фантазии и новаторства.

Волшебники в «Гарри Поттере» — это профессорское сообщество, каждый костюм — отражение профессиональных компетенций конкретного преподавателя. Наряд Северуса Снегга был похож на одежду викария из романов Шарлотты Бронте, пиджак Златопуста Локонса — на модернизированную версию камзола Людовика XIV, а Римус Люпин прекрасно чувствовал себя в строгих брюках и вязаных кардиганах Лиги Плюща.

Молодой Альбус Дамблдор в исполнении Джуда Лоу в новых «Фантастических тварях» — это экстраординарный денди. Схожий образ был у актера и в роли доктора Ватсона в фильмах Гая Ричи. Стимпанк-эстетика, костюмы-тройки безупречного кроя, приглушенные цвета прекрасно вписались как в дымчатый пейзаж Лондона XIX века, так в волшебный мир по мотивам книг Джоан Роулинг.

При этом его образ существенно отличается от стиля возрастного киновоплощения Дамблдора, который выглядит как средневековый волшебник. Разница легко объяснима: «Гарри Поттер» — детская сказка, а «Фантастические твари» адресованы более широкой аудитории, которая, в том числе, интересуется модой.

Ньют Саламандер — вообще супергерой нового типа. Он не Супермен и не Человек-Паук, но интеллектуал с нетривиальными способностями. Длинное пальто с широкими бортами, пышная шевелюра и проницательный взгляд. В этом смысле Саламандер скорее похож на Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербэтча из сериала BBC.

Джонни Депп создал на экране огромное количество стильных сказочных персонажей. Интересно что их костюмы часто вдохновлены модными инсайдерами: Джек Воробей одет как «пиратская» версия дизайнера Джона Гальяно, Безумный Шляпник носит костюмы из гардероба креативного директора Gucci Алессандро Микеле, а стиль Геллерта Гриндевальда из «Фантастических тварей» похож на цитату нарядов Жан-Поля Готье.

Одежда героев Деппа — заслуга оскароносной художницы Коллин Этвуд: она одевала Джонни практически с самого начала его карьеры. По ее эскизам создавались костюмы Эдварда Руки-Ножницы, Суинни Тодда и Икабода Крейна из «Сонной Лощины». Рассказывая об образе Гриндевальда, Этвуд признается, что у нее получилась смесь купца и алхимика.

Магия в СССР

Советский кинематограф имел четкие представления о том, кто есть кто в условном Тридевятом царстве. Для того чтобы обозначить различия персонажей, художники обращались к цветам. Контрастные и теплые доставались костюмам шутов, холодные и жесткие — злым колдунам. Отрицательные персонажи носили пиджаки и брюки, напоминающие элементы костюмов Карла Великого. Их шили по «заморским», щегольским лекалам, а гамма неизменно раздражала глаз.

Несоответствие между агрессивной палитрой и строгим кроем создавало комичный эффект и любая потенциальная угроза, исходящая от злодея, тут же умалялась. Характерный пример — «Королевство кривых зеркал» Александра Роу (1963) и образы министров Абажа и Нушрока, которых сыграли Аркадий Цинман и Андрей Файт.

Костюмы колдунов с отрицательным обаянием часто напоминали и униформу рок-звезд: кожаные куртки, балахоны, металлические детали. А Кащеи в исполнении Георгия Милляра («Кащей Бессмертный», 1944, режиссер Александр Роу) и Олега Табакова («После Дождичка в четверг», 1986, режиссер Михаил Юзовский) в серебряных футуристичных одеждах вполне сошли бы за современных моделей с показа Philipp Plein.

Тех, кто представлял угрозу, но должен был вызвать уважение зрителя, одевали сдержанно, в спокойные оттенки. Пример тому — костюм Морозко (Александр Хвыля) из одноименной экранизации Роу. Были и экзотические волшебники, носившие нехарактерную для национального фольклора одежду. Так образ Черномора из «Руслана и Людмилы» Александра Птушко собран из перуанских орнаментов, индонезийского кроя и чувашского головного убора.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

12 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

13 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

17 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад