Картина канадца Дени Коте «Антология города призраков» была впервые показана на Берлинском фестивале, а в Москве угодила в программу Андрея Плахова «Эйфория наваждений». В маленьком заснеженном городке под Квебеком гибнет в автокатастрофе (а, может быть, и кончает с собой) подросток. Его родные, конечно, переживают боль, но смерть юноши становится триггером для событий, касающихся всего города — мертвые жители начинают возвращаться с того света и взирать с немым укором на живых. Сюжет этой заторможенной и несколько невнятной драмы очень напоминает фильм «Вернувшиеся» Робена Кампийо, послуживший основой для сериала «Зов скорби». Там мертвецы тоже возвращались в свои дома, а живые не знали, что с этим поделать. Однако фильм Коте гораздо более умозрительный и по признанию режиссера открыт для самых разных интерпретаций. При этом в нем нашлось место не только скорби, но и саспенсу — сцены с детишками в жутких масках вполне сделали бы честь любому хоррору. Да и с юмором у Коте все в полном порядке: власти городка предлагают жителям не бояться мертвых и следить за новостями по телевизору, забавная пожилая пара ворчит по поводу стоящих на их участке покойников, словно это мигранты из страны «третьего мира», а одна героиня от страха взлетела, да так и повисла меж небом и землей, как персонажи из фильма Брюно Дюмона «В тихом омуте». Вот только тревожное и смешное часто уступают место артхаусной многозначительности, которая не идет картине на пользу.
Многозначительности хватает и в жесткой исторической драме «Кровь бога» польского документалиста Бартоша Конопки, притаившейся в программе «Спектр». При этом сам сюжет довольно прост. Два польских крестоносца (один, Виллиброрд, реальный исторический персонаж — вылитый Дональд Плезенс; второй, безымянный и помоложе — сын короля), оказавшись в чужом краю, пытаются обратить в христианство языческое племя. Язычники предпочитают общаться с богами, перемазав лицо белой глиной, однако после состязания Виллиброрда с шаманом несколько человек из племени признают чужеземца своим духовным лидером. А сын короля, шокированный жестокостью спутника, зашивает рот и уходит жить в племя, где обнаруживает в себе дар целителя. Зная сложное отношение поляков к католичеству, сразу становится ясно, что возводимый Виллибродом храм должен быть разрушен, а дикари, впустившие Иисуса в сердце — убиты. Так и выходит — насаждаемая огнем и мечом христианская вера и ее служители страшнее и свирепее любых варваров. Сюжет, написанный Конопкой совместно с Анной Выдрой, продюсером «Айки», несколько предсказуем, в фильме хватает лишних диалогов и ненужных длиннот, но это не отменяет удачных визуальных решений и общую красоту кадра. Местами «Кровь бога» напоминает то похождения одноглазого Миккельсена в «Вальгалле» Николаса Виндинга Рефна, то яростный мухоморный трип в «Скифе» Рустама Мосафира, и для фильма про средневековье скорее комплимент.
Еще один фильм из программы «Спектр» — дебют швейцарца Ханнса Баумгартнера «Полуночный бегун», интонационно холодная история становления серийного убийцы. В самом начале субтитры сообщают, что фильм основан на реальных событиях и что Йонас Уиднер (Макс Хубахер) и его брат Филипп были брошены родителями и выросли в приемной семье. Затем мы узнаем, что Филипп покончил с собой, а Йонас, бегун-марафонец, не знает, как ему с этим справиться. От разговоров с приемной матерью или визитов к психологу он отказывается. Ответ приходит сам собой на ночной прогулке, когда внутренний голос подсказывает ему вырвать из рук незнакомки сумочку и пуститься наутек. На первый взгляд, Йонас живет нормальной жизнью — работает в ресторане, живет с подружкой Симоной. Тренер уверяет, что его ждут Олимпийские игры. Но с Йонасом что-то не так, и кошмары про брата, чередующиеся с бессонницей — лишь верхушка айсберга, семафор, указывающая на то, что с ним происходит нечто нехорошее. Симона находит дома украденную сумочку и подозревает его в измене, но Йонас, помявшись, все же рассказывает ей правду: «Так получилось, не знаю, что на меня нашло». При этом он снова и снова выходит ночью из дома, чтобы совершить ограбление, а потом отправить жертве письмо с извинениями. А потом решает совершить убийство. Баумгартнер многое оставляет за кадром — мы так ничего и не узнаем про мать братьев, тщетно ищущую с Йонасом встречи, и про причину самоубийства Филиппа или поведения главного героя. За счет этой недосказанности картина кажется невнятной и смазанной. Впрочем, в этом есть своеобразный вызов зрителю, избалованному простейшими, «одноклеточными» сюжетами — проявить немножко воображения и самому заполнить сюжетные лакуны. Ясно одно — Йонас не хороший парень, странным образом переживающий смерть брата, а психопат, долго и удачно это скрывавший, и тут, конечно, следует отметить отменную актерскую работу Хубахера.
Совсем иначе обстоят дела с исполнителем главной роли в криминальной мелодраме про тюрягу и ислам марокканца Азиза Тази «Ночной перенос», угодившей в программу «Вокруг света». Шон Стоун, снявшийся аж в 13 фильмах своего отца Оливера, здесь выдает перформанс, достойный Брюса Кэмпбелла в «Армии тьмы» и Томми Вайсо в «Комнате». Делает он это на полном серьезе, вовсю хлопоча лицом, и от этого становится особенно забавно. По сюжету Стоун — безутешный американский журналист, попавший в тюрьму по обвинению в убийстве своей арабской невесты Сары (Сара Алами) и подружившийся там с сокамерником-мусульманином. При этом остальной каст — настоящая команда мечты. Тут и Микки Рурк с вытатуированной свастикой на шее, произносящий от силы два полных угроз монолога, и Ричард Тайсон в роли охранника, признающийся, что ненавидит свою работу, и непременный Эрик Робертс в образе коррумпированного судьи, а уж про бенефис Патрика Килпатрика, вновь вернувшийся в тюрьму спустя 19 лет после «Ордера на смерть», стоит сказать отдельно. Он с таким явным удовольствием вжился в шкуру подонка-охранника, ненавидящего мусульман, что, любуясь на него, забываешь о сюжете, не настолько уж и важном. Конечно, это дешевое кино категории «цэ» (кстати, один из продюсеров — наша соотечественница Татьяна Булгакова), и в нем больше затянутых романтических флэшбеков, чем смачных драк в блоке 99. Однако на фоне фестивальных, социально значимых драм «Ночной перенос» воспринимается как глоток свежего воздуха.
В сюжете криминальной драме «Пираньи Неаполя» («Эйфория наваждений») свежего мало — режиссер и сценарист Клаудио Джованнези (сериал «Гоморра») вновь погрузился в мир криминала, взяв за основу роман писателя и журналиста Роберто Савиано. История неаполитанского подростка Николы (Франческо Ди Наполи), ставшего с помощью своих друзей криминальным боссом и влюбившегося в девушку из чужого района, полна всех возможных жанровых тропов, что не мешает ей быть вполне увлекательной. Основное отличие «Пираний Неаполя» от массы фильмов на схожую тему — в кадре не прожженные бандиты, а прыщавые юнцы, любящие братья и сыновья, вкусившие сомнительную сладость жизни гангстера и гоняющие по узким улочкам на скутерах с автоматами в руках. Кстати, фильм, отмеченный «Серебряным медведем» за лучший сценарий, вышел сегодня в России в широкий прокат.
А комедийный хоррор про дьявольскую одежду «Маленькое красное платье» из программы Пётра Шепотинника «8 1/2 фильмов» выйдет в прокат лишь в августе. Показав картинами «Студия звукозаписи «Берберян» и «Герцог Бургундии», что он хороший стилист, в своей четвертой картине режиссер Питер Стриклэнд ударился в несколько приглуповатый юмор. Предмет гардероба успевает сменить за два часа всего двух владелиц, то есть намного меньше, чем в фильме «Платье» Алекса ван Вармердама, но успеет принести всем много вреда. Первая — чернокожая мать-одиночка Шейла (Мариан Жан-Батист, игравшая в «Тайнах и лжи» Майка Ли), отчаянно пытающаяся устроить личную жизнь и ненавидящая стервозную (и белую) подружку своего сына. Вторая — молодая Бабс (Хейли Сквайрс, знакомая по драме Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк»), готовящаяся к счастливому браку с доходягой-лузером Реджем. Обеих ждут неприятности. Размеренное течение картины разбавляется обилием абсурдных и часто не очень смешных шуток. Неизвестно, виноват ли в этом сам Стрикленд или Бен Уитли, выступивший здесь одним из продюсеров, но энигматичность двух предыдущих картин лучше подходит его стилю, чем юмор а-ля «Байки из склепа». Впрочем, на одну мысль пустоватый фильм все же наводит — красиво поставленные сцены, где ведьмы из магазина одежды развлекаются с манекенами, подсказывают, что не тому режиссеру доверили делать ремейк «Суспирии».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…