Кино

«Крест»: Новые старые смыслы в документальном фильме головокружительной красоты

Этот разговор стоит начать издалека. Например, с того, что на счету предыдущего фильма Сергея Дебижева несколько десятков наград. «Святой архипелаг» (2022) покорил сердца зрителей по всему миру: начал с документальной секции ММКФ, а затем вышел за пределы страны, став участником многочисленных европейских, азиатских и даже американских смотров. На христианском фестивале в Буффало лента завоевала сразу четыре статуэтки – хотя, казалось бы, где штат Нью-Йорк и где Соловецкие острова, чистейшей атмосферой которых «Святой архипелаг» наполнен до краев?

Формально картина была разделена на три части – религиозную (в кадр впервые попало таинство пострига в монахи), историко-культурологическую (какой разговор о Соловках без упоминания тюрем и лагерей) и природно-географическую. При этом сердцем ее стали размышления о жизни, смерти, спасении и любви. Где-то высказанные напрямую, поскольку в основу фильма легли размышления монахов, где-то – выраженные намеком, сравнением, поэтической аналогией.

Много позже, на презентации «Креста», Сергей Дебижев скажет: «Возможно, оно и к лучшему, что у меня есть художественное образование, а вот кинематографического нет».

Его новый фильм снова выглядит таинством, к которому неожиданно допустили непосвященного; откровением – в первую очередь с визуальной точки зрения, поскольку смысловых открытий картина вроде бы не предусматривает. Герои рассуждают о значении креста, о творческом начале в каждом человеке, о смирении как кратчайшем пути к Богу. С лукавой улыбкой: в значении не библейского зла, а жизненной мудрости вместо скупых назиданий.

Специальные знания для просмотра тоже не требуются, имеющий уши да услышит. А вот гипнотического здесь действительно много – мерно бьет колокол, камера выхватывает из бесконечного людского потока выразительные лица, звучат песнопения на арамейском языке. И это сочетание мощного звука, высокоточного визуала и заложенных смыслов способно превратить просмотр, особенно на большом экране, едва ли не в трансцендентный опыт.

Помимо несомненного таланта, есть в Сергее Дебижеве и пытливый ум, и интерес к новому: в «Кресте» он использует все доступные ему художественные средства, включая нейрогенерацию, и все с тем же неутомимым упорством забирается туда, куда еще не ступала нога документалиста.

Очевидный шаг вперед – возросшая степень неравнодушия. Если «Святой архипелаг» ощущался глотком свежего воздуха еще и потому, что присутствие автора чувствовалось, но сам он был скрыт за своими героями, то в «Кресте» его отношение к происходящему становится не категоричнее, но куда явственнее. Возможно, потому, что режиссер обращает взгляд уже не на скрытую от посторонних глаз святую обитель, а на весь мир: съемки велись в Эфиопии и Гонконге, Иерусалиме и на Соловках, в Печорах и Тутаеве. Не обошлось и без столичных Патриарших прудов, на постояльцах которых Дебижев концентрируется пристально. Даже чрезвычайно. 

На фестивалях в Выборге и столичном Original+ показали версию «Креста», которая еще будет дорабатываться: хронометраж останется прежним, а наполнение и музыка, по словам режиссера, слегка изменятся. Хочется верить, что на монтажном столе «Крест» не потеряет в весе, но лишится определенной акцентуации: показываемые в ленте миры и так достаточно контрастны, а дополнительная эскалация, хоть и выглядит логичным манифестом, все же способна сбить фокус внимания. Кроме того, в некоторых местах заметны дословные повторы – «Святой архипелаг» в этом смысле казался чуть более сбалансированным.

Впрочем, Дебижев давно зарекомендовал себя как отличный стратег: даже в незаконченной версии он точно и аккуратно подводит зрителя к идее если и не национальной, то точно объединяющей и дающей опору. Имя ей – сопричастность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

24 часа назад