Рецензии

«Красавец мужчина»: Кто теперь спасет мир?

Новогодний сезон в Театре имени А.С. Пушкина стартовал яркой постановкой по мотивам знаменитого произведения Александра Островского «Красавец мужчина». В следующем году все театры страны отмечают 200-летие со дня рождения драматурга, а самой пьесе исполняется 140 лет. А потому новый спектакль кажется идеальным дополнением к всеобщему празднику.

«Красавец мужчина» – действо яркое, шумное и праздничное, словно новогодняя хлопушка. Оно упаковано в бархат, атлас и пайетки, вот только несчастных в нем больше, чем счастливых. В центре сюжета – Аполлон Окоемов: альфонс, должник, ушлый со всех сторон тип. Но главное – он чертовски хорош собой, настолько, что дамы при нем забывают думать, а мужчины впадают в неистовое сопротивление всему прекрасному.

Аполлон женат на некогда состоятельной Зое, кроткой доброй женщине, которая в нем души не чает, вранья не замечает и любые странности прощает. Любитель жить на широкую ногу, Окоемов уже получил все, что мог, от семьи благоверной и теперь готов к новым подвигам. Дело за малым – уговорить Зою на развод, что возможно лишь в случае, если ее «застукать» за изменой. Быть может, она даже согласится. Но в дело вмешивается дальний родственник…

Как любой современный спектакль по классической пьесе, «Красавец мужчина» обрамляет вечные темы в понятный формат с айфонами, ритмичной музыкой и обязательным камешком в инфоогород блогеров. Однако сути при этом не теряет: о том, что внешность не главное, а любовь не купить ни за какие богатства, он повествует в легкой, даже слегка хулиганской манере, совмещая витиеватый язык прошлого века с неоновой подсветкой. Но послевкусие оставляет горькое, с напоминанием о том, что за последние 100 с лишним лет мало что изменилось в нашем обществе.

Молодой режиссер Данил Чащин уже успел доказать, что умеет мастерски представить классику, однако и постановки современных пьес ему удаются на отлично. Осовременивание классики нередко грозит заступить за грань пошлости, но Чащин по этой грани ходит легко и непринужденно, лишь заигрывая с «темной стороной». На которой, к слову, отыскиваются латексные костюмы, маски и прочая мишура, вторящая главной идее произведения: внешнее теряет значение, если за ним нет достойного содержания. Даже понятие легкой и быстрой dolce vita на сцене подвергается насмешке, хотя играет оно даже не второстепенную роль.

Подбор актеров заслуживает отдельной похвалы: Аполлон Окоемов в исполнении Дмитрия Власкина и его жена Зоя, сыгранная Анастасией Лебедевой, кажутся выходцами из двух миров – они говорят о поместьях и приемах, их речь будто принадлежит господам из XIX века… Вместе с тем жесты и манерная речь дорисовывают героям облик современных 30-леток, интересы которых кажутся односложными, а все отношения строятся на выгоде – редко взаимной. Каркас же спектакля составляют Ирина Бякова и Владимир Майзингер: именно они воплощают лик сопротивления засилью бездушной красоты, готовой выжать все соки из достойных дворянских семейств, – Сосипатру Семеновну и Наума Федотыча.

Сцена больше напоминает клуб со стойкой, светомузыкой и низкими креслами лаундж-зоны. Но порой превращается в подиум, на котором без слов, зато под зажигательный саундтрек вышагивают яркие типажи, характерные для каждой эпохи, – от нарцисса и ослепшей от его красоты женщины до охотников за легкими деньгами и вечно непонятного «лишнего человека». Плюшевые сердца предстают наглядной материализацией «любовных обещаний» Аполлона, и все добрые намерения героев тонут в изгибах больших кожаных диванов. А потрясающие костюмы, ставшие продолжением персонажей, и огромная копия скульптуры Давида завершают картину, напоминая разом о великом искусстве и о недолговечности любой красоты, не высеченной в камне.

Однако и намек на счастливый или по меньшей мере справедливый для всех персонажей конец все-таки дает надежду, что рано или поздно любой Аполлон будет оценен по тому достоинству, которое можно проверить временем.

Фото: Геворг Арутюнян

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Уродливый рождественский свитер на любимых звездах и киногероях

Настал черед самых лучших новогодних нарядов ever. Речь про уродливые рождественские свитеры, которые стали настоящим культурным феноменом. С чего все…

2 часа назад

Столетие с премьеры «Броненосца «Потемкин» торжественно отметили в Большом театре

На Исторической сцене Большого театра прошел концерт, приуроченный к столетию показа легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Премьера картины состоялась…

17 часов назад

Okko представляет новогоднюю серию «Догументалок»

В «пушистом» проекте онлайн-кинотеатра Okko ожидается пополнение – в канун Нового года состоится премьера праздничной серии короткометражной антологии «Догументалки», созданной…

17 часов назад

Где посмотреть «Щелкунчика» на Новый год

«Щелкунчик» давно стал символом новогоднего праздника. А потому в эти холодные декабрьские дни мы предлагаем разнообразить семейный досуг и погрузиться…

18 часов назад

«Буратино»: Невероятные приключения любимых героев в Италии

90 лет тому назад не волшебник, но мастер слова Алексей Толстой адаптировал сказку Карло Коллоди о длинноносом непоседе Пиноккио для…

1 день назад

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

2 дня назад