Кино

«Контакты»: Инопланетные виталики на развалинах империи

Где-то в 1980-х к нам прилетели инопланетяне. Довольно мерзкого вида и, похоже, довольно бестолковые. По крайней мере, никто так и не смог понять, откуда они прибыли и зачем. Потому что и сами пришельцы оказались не очень-то коммуникабельными, и детальное их изучение светилами наук существенных результатов не дало. В итоге первоначальный всеобщий энтузиазм от встречи с внеземным разумом постепенно стал угасать. На территории СССР уродцам даже дали обидное, но меткое прозвище виталики. Потом СССР развалился, а виталики остались. Жалкие, никчемные и совсем никому не нужные, окружающему унылому постсоветскому пространству сообразные.

В этом унылом постсоветском пространстве, населенном странными инопланетянами и подчас не менее странными людьми, грустными и потерянными, разворачиваются события фильма «Контакты». Если говорить конкретнее, место действия – некий провинциальный город, некогда полный надежд на светлое будущее, а ныне пребывающий в глубоком запустении. В нем расположен специальный НИИ, где как раз содержится один из виталиков. НИИ, соответственно, тоже почти заброшенный, на глазах разваливается, всего персонала там – три с половиной человека, включая главную героиню. Которая трудится кем-то вроде санитарки, ухаживая за виталиком, а в свободное время ухаживает еще и за больным отцом и спит с мутным типом (Сергей Гилев).

Сделан фильм «Контакты» в манере как бы реалистической, но, как часто бывает, под этим реализмом на самом деле подразумевается пессимизм. Тусклая невзрачная картинка, навевающие тоску интерьеры обставленных рухлядью квартир, хмурые безлюдные осенние пейзажи, всепроникающая атмосфера постапокалиптического безвременья, тихого отчаяния и безысходности, всякое такое. Описанный антураж, сам по себе не то чтобы слишком оригинальный, дополнительно украшен элементами, доводящими и без того утрированный пессимизм до сущего абсурда. Как то, например, крупный план горящего трупа собаки, рядом с которым задумчиво курят несчастная женщина и малолетний беспризорник.

В тот же абсурдно-пессимистический (но дотошно проработанный и почти осязаемый) антураж вписаны элементы сугубо фантастические: виталики, а также разные загадочные предметы и явления из космоса. Те, в свою очередь, вписаны в сюжет, который, с одной стороны, достаточно прямолинейный, а с другой стороны, в силу изобилия фигурирующих в нем фантастических элементов разобраться, что к чему, с наскока непросто. Но так специально было задумано. Чтобы понавставлять разных псевдодокументальных фрагментов и с их помощью разъяснить все непонятное: почему инопланетян называют виталиками, что такое прак и так далее. И остроумно, и на создание атмосферы, опять же, работает.

Прибегая к аналогиям, «Контакты» можно определить, допустим, так: «Пикник на обочине» встречает «Район №9». Но лучше – так: «Инопланетянин» Стивена Спилберга встречает Дэвида Кроненберга во вселенной то ли Юрия Мамлеева, то ли Евгения Юфита, то ли Ильи Масодова. Где от первого – сюжетный каркас, от второго – вот эта вот чарующая эстетика отвратительного, воплотившаяся в дизайне виталиков, а от всех остальных – все остальное. В том плане, что автор «Контактов» Дмитрий Моисеев, судя по всему, пытается теми же примерно методами, что и перечисленные деятели, исследовать области метафизического. И с теми же примерно целями. А именно – познать природу России или хотя бы осмыслить ее историю. В частности – феномен распада советской империи.

Насколько Дмитрию Моисееву это удается, вопрос риторический. Поскольку указанные цели заведомо недостижимы. Но в любом случае уже сама попытка засчитывается за успех. Да и без всех этих абстрактных измышлений жутковатый сюрреалистический мир «Контактов» завораживает. Настолько, что в какой-нибудь параллельной вселенной инопланетные виталики наверняка могли бы стать персонажами целой медиафраншизы, с приквелами, сиквелами, спин-оффами и комиксами по мотивам. К счастью, в нашей объективной действительности этому маленькому самобытному произведению вряд ли грозит превращение в коммерческий продукт. Зато статус потаенной жемчужины и предмета узкого культа оно определенно заслуживает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«На посошок»: Запой как способ борьбы с энтропией

Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…

2 часа назад

«Почтарь» с Александром Петровым завоевал три награды на кинофестивале в Египте

Военная драма Андрея Разенкова «Почтарь» завоевала сразу три награды на Международном молодежном кинофестивале в Хургаде: на ее счету оказались призы в…

6 часов назад

Настоящий победитель: Как снимали спортивную драму «Первый на Олимпе»

Юрий Тюкалов едва не умер от голода в блокадном Ленинграде и все же сумел не только оправиться, но и набраться…

9 часов назад

Комедии с Джеком Леммоном и Уолтером Мэттау – лекарство от осенней хандры

105 лет назад родился Уолтер Мэттау, бесконечно колоритная звезда старого Голливуда. Он снимался с Одри Хепберн, Марлоном Брандо, Кирком Дугласом…

1 день назад

Елена Лядова: «Сложно побеждать, если не чувствуешь любви»

Елена Лядова, безусловно, одна из самых ярких, многогранных и талантливых российских актрис. И как следствие, самых титулованных. Мы договорились, что…

1 день назад

«КиноРепортер» проведет автограф-сессию с героями альманаха «Черно-белое кино»

6 октября на 1-й Тверской-Ямской в книжном магазине «РЕСПУБЛИКА*» состоится уникальная автограф-сессия с героями выпуска коллекционного альманаха «Черно-белое кино» журнала…

1 день назад