Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный алкоголь. Но это не простые школьники, а выходцы из детдома или, как они сами его называют, батора (сленговое обозначение, которое происходит от слова «инкубатор»). Их жизнь на воле также обещает быть не из простых, о чем они догадываются, но принимать близко к сердцу боятся. Стадия коллективного отрицания и найденное в доме оружие наводят выпускников на шальную мысль – почему бы не занять коттедж и не зажить там большой детдомовской семьей? Но вечеринка в стиле «Проекта Х» не может длиться вечно. Однажды королям и королевам придется сойти со своего трона.
Что еще так живо символизирует переход из наивного детства в полную ответственности взрослую жизнь, как не школьный выпускной? Намного символичнее и трагичнее этот праздник оказывается для воспитанников детских домов, которые, пройдя этот рубеж, наконец попадают в реальный мир и сталкиваются с трудностями адаптации. Именно этот поворотный момент юности обездоленных детей стал темой полнометражного дебюта Татьяны Рахмановой под броским названием «Королевство». В 2023 году этот фильм и, в частности, операторская работа Алишера Хамидходжаева были отмечены сразу на нескольких фестивалях, а теперь драма вышла в онлайн-кинотеатрах, позволив убедиться, что комплименты в ее адрес были не случайны.
Циники могут заявить, что фильм спекулирует на остросоциальной тематике и просто давит на жалость. Мол, предложить историю о детдомовцах уже достаточно для того, чтобы заслужить общественное одобрение и карт-бланш на следующие проекты. Однако подобные претензии могут прозвучать только из уст тех, кто «Королевство» не смотрел, но заранее осуждает (как часто бывает у диванных критиков). Правда в том, что Рахманова не пыталась читать мораль о том, как важно поддерживать еще не оперившихся детей, которых выгоняют из гнезда практически ни с чем. И уж точно не снимала однобокую чернуху, во весь голос кричащую о безнадежности ситуации.
Напротив, «Королевство» стремится показать момент концентрированного счастья выпускников батора. Вторая половина ленты при этом полна совсем не светлой грусти и тревожных оттенков в словах и поступках героев. Тем не менее Рахманова оставляет за кадром их несчастную (по всей видимости) жизнь в приюте и не скатывается в документалистику. Добрую половину каста представляют непрофессиональные актеры, настоящие выходцы из подобных госучреждений. Но изображают они не себя, а персонажей, чьи пестрые черты складываются в красочные архетипы современных подростков, хоть и доведенные до крайности. Игра новичков делает картину еще более выразительной, отчасти сметая с нее налет хтони, а опытные артисты Иван Решетняк и Дарья Каширина дополняют ансамбль врезающихся в память образов.
От серости и великой русской печали, которые, казалось бы, так и просятся в фильм подобной тематики, «Королевство» отходит. Даже постер его поражает яркостью и лучезарностью – что и говорить о цветах, которые ждут на экране. Парадоксально, но кислотный первый акт, сам выпускной вечер, напоминает скандальный триллер Гаспара Ноэ «Экстаз», где камера отправляется в цветовой трип по танцевальному шабашу. Краски, выкрученные на максимум, не покидают нас до конца – бросаются в глаза и зеленые луга вокруг крепости баторцев, сияющие на летнем солнце, и контрастные прически и наряды персонажей. Полной луны в «Королевстве» не найти, но фильм немного подглядывает в сторону знаменитой трагикомедии Уэса Андерсона.
Причем не только красками богат язык ленты Рахмановой. Живая камера Хамидходжаева скользит по лицам героев словно беспокойный человеческий глаз в поиске подвоха, цепляет и вводит в транс. Крупные планы помогают заглянуть в головы обескураженных персонажей и рассмотреть каждый намек на мимическую морщинку на юных лицах. Фильм не проговаривает, а лишь показывает чувства, только назревающие в душах выпускников или уже полностью их охватившие: отчаяние, потерянность и, возможно, дереализацию. Операторский объектив дрожит перед лицами героев так же, как и они дрожат перед неопределенностью нового этапа жизни. Минимум искусственного освещения в кадре навевает мысли о беспросветности будущего, а еще внезапно роднит «Королевство» с другим одноименным проектом.
Рахманова не скрывает, что большое влияние на нее оказал не кто иной, как Ларс фон Триер. А заглавие ее картины вдохновлено его сериалом об обитателях «Королевского госпиталя» в Копенгагене. Параллель между фильмом «Королевство» можно провести и с триеровской «Меланхолией», лейтмотивом которой также является уединение героев в ожидании чего-то неизвестного и в своей неизвестности пугающего. Нет сомнений, что и использование ручной камеры с естественным освещением отсылает к небезызвестной «Догме 95».
Поразительно, как «Королевство» умудряется делать такое количество оммажей к культовым фильмам и при этом не производить впечатление чего-то вторичного. Без аналогий с российским авторским кино тоже не обойтись – фанаты Александра Ханта могут отметить в дебюте Рахмановой сходство с криминальной мелодрамой «Межсезонье». Но уникальность персонажей и социальная значимость «Королевства» не позволяют назвать его очередной зарисовкой о беспомощных созданиях, окруженных не понимающими их врагами. А колоритные детали еще сильнее выделяют эту драму на фоне похожих на нее фильмов последних лет. Чего только стоит комичная отсылка на Курта Кобейна!
Режиссера можно упрекнуть разве что в слегка сумбурном повествовании и нечетком представлении некоторых второстепенных персонажей, что, однако, не противоречит духу прострации, который пронизывает картину. Так и напряженная концовка, наверняка расстроившая ценителей закрытых финалов, доводит до апофеоза ощущение отсутствия почвы под ногами.
Для того чтобы понять «Королевство» и почувствовать от него эмоциональную отдачу, зрителям нужно и самим эмоционально в него инвестировать. Задача не из легких, но ведь и тематика ленты достаточно серьезна, чтобы внимать ей со всей сосредоточенностью. И тогда фильм с его броскими персонажами не останется в долгу перед чуткой публикой.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…