Многочасовые матчи, психологический накал и работа с режиссером «Бригады» – в материале «КиноРепортера».
К премьере «Чемпиона мира» «КиноРепортер» собрал цитаты тех, кто работал над этой масштабной захватывающей драмой. В их числе – режиссер Алексей Сидоров, который вынашивал идею фильма более 30 лет, исполнители главных ролей – Иван Янковский и Константин Хабенский, а также один из героев – легендарный шахматист Анатолий Карпов.
Масштабный проект «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» рассказывает о легендарном поединке между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Корчным, за несколько лет до этого эмигрировавшим из СССР. Матч состоялся в 1978 году и длился на протяжении трех месяцев – неудивительно, что оба соперника, шедшие вровень, были вымотаны и физически, и эмоционально. Решающей стала 32-я партия: Анатолий Карпов одержал победу со счетом 6:5.
«Это история не про шахматы, я это сразу для себя понял. Это фильм о судьбе, о предназначении, о принятии вызова, об ответственности, о ценности семьи. Это человечное кино. Шахматы – это каркас, на который нанизаны огромные ценностные вопросы. Каждый ход меняет человека», – рассказывает о картине режиссер и автор сценария Алексей Сидоров.
Идею картины постановщик вынашивал на протяжении тридцати лет: он застал зрелищный матч, будучи ребенком, и сразу понял, что происходит что-то уникальное.
«Спустя 20 лет я вернулся к этой идее, это было сразу после «Бригады», в начале 2000-х. Мне тогда казалось правильным выйти на какой-то новый режиссерский уровень. Я походил с этой задумкой и отложил материал – не мог понять, как сделать шахматы интересными массовому зрителю. Не мог найти ключа, пытался даже зайти со стороны фэнтези. Спустя 10 лет я снова вернулся к этой истории, даже начал делать какие-то наброски сценария, но все равно остановился, потому что опасался, что побег Корчного перевесит в сюжете, а я не хотел делать Виктора Львовича главным героем. Главным должно было быть противостояние героев и мировоззрений», – объясняет Сидоров.
В итоге все карты сошлись после того, как была закончена военная драма «Т-34» – из нее в «Чемпиона мира» перекочевали Виктор Добронравов и Антон Богданов. Отправной точкой стала личная встреча с Анатолием Карповым, после которой режиссер с головой погрузился в изучение материала. Он ориентировался в первую очередь на книги, написанные соперниками после легендарного матча («В далеком Багио» и «Антишахматы: Записки злодея. Возвращение невозвращенца»), а также другую литературу и консультации специалистов.
Неоценимую помощь при написании сценария и на самих съемках команде оказал Дмитрий Олейников, куратор Музея шахмат.
«Есть вещи, которые невозможно показать на экране. Партия длится примерно пять часов, в матче Карпов – Корчной таких партий было 32. Понятное дело, что подробно их можно было бы показать только в очень длинном телесериале, – объясняет Олейников. – От каких-то важных партий и ярких эпизодов, даже от довольно заметных фигур шахматного мира того времени пришлось вовсе отказаться. Но при этом важно следить, чтобы не было типичных киноляпов. Нужно было следить за тем, чтобы это было максимально близко к жизни, ведь картину обязательно будут смотреть шахматисты, а они очень болезненно воспринимают ошибки в шахматных деталях».
В итоге исполнителям главных ролей удалось достичь невероятной точности – они действительно играли как профессионалы. Первым на роль был определен Константин Хабенский. Сидоров опасался, что он будет слишком мягким для антигероя, которым предстает Виктор Корчной, однако первые же пробы убедили его в обратном: актер настолько вжился в роль, что перестал быть собой.
«Я, возможно, сейчас грубо скажу, но шахматисты — лунные люди. Люди, у которых другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную доску, — это как боксеры, которые выходят на ринг. Им неважно, кто перед ними. Важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры», – рассказывает Хабенский.
Ивану Янковскому, которого утвердили на роль за две недели до старта съемок, пришлось проделать еще больший путь: «О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем, проговорили полтора часа. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности – очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия».
Старания Янковского по достоинству оценила вся команда, но особенной похвалы актер удостоился от режиссера.
«Он старался, чтобы все было правильно даже в мельчайших деталях. В этом смысле он даже превзошел Константина Юрьевича: у Хабенского руки чуть-чуть все-таки остались не гроссмейстерскими – иногда видно, что взятие фигуры шероховато», – отмечает Сидоров.
Однако соперничества между Янковским и Хабенским на площадке так и не возникло: сказался в том числе и опыт предыдущего сотрудничества на съемках.
«Большим счастьем была возможность вновь поработать с Константином Хабенским. И здорово то, что у нас совершенно разные роли в «Огне», где мы встречались до этого, и в «Чемпионе мира». Конечно, он человек-праздник. В момент сцены он всегда держит персонажа, в момент перерыва умеет расслабить группу и пошутить. Я всегда рад с ним работать. Надеюсь, у нас получается классный тандем», – говорит Иван Янковский.
На второстепенных ролях тоже собрался звездный ансамбль. Алексей Сидоров называет свой проект «энергетическим пасьянсом» – поскольку часто в кадре находились по 10–15 человек, нужно было, чтобы все они органично друг друга дополняли.
Секунданта и друга Карпова Юрия Балашова сыграл Михаил Тройник. Тот ездил к прототипу своего героя за советом.
«Мне нечасто предлагали играть интеллектуала, а я давно хотел попробовать эту сторону жизни в творчестве. Очень много штампов на тему того, как играть «интеллектуалов»: задумчивый взгляд, нервозность и т.д. И у меня было желание высказаться на эту тему, вот и выпала такая возможность, – говорит актер. – Сам Юрий Сергеевич поспокойнее, чем мой персонаж, играл я немного не его. Я чувствовал, что Алексею Сидорову нужно было, чтобы мы очень сильно погрузились в эту историю и открыли в ней что-то новое».
Лестно Михаил Тройник отзывается и о режиссере: по его словам, сыгранность ансамбля и внимание к нюансам – это заслуга Алексея Сидорова.
«Часто у нас на площадке были сцены, в которых действует много людей, больше пяти человек. И это в своем роде вызов – как это все выстраивать. Ведь актеру очень легко «свалиться» в бездействие и ожидание, если он живет от реплики к реплике. Но Алексей Сидоров умеет выстраивать эти «многолюдные» сцены, умеет создать атмосферу общности. Для меня это очень важно. Когда людей много, то трудно высказаться, ты чувствуешь себя винтиком в большой машине. А здесь такого ощущения не было. Наоборот: хоть ты и часть огромной машины, ты несешь индивидуальную функцию. И мне кажется, в первую очередь это заслуга Алексея», – отмечает он.
Желание стать «актером режиссера Алексея Сидорова» активно изъявляли Антон Богданов и Виктор Добронравов. Имя постановщика в очередной раз привлекло и Владимира Вдовиченкова, который сыграл жесткого партийного чиновника.
«В первую очередь проект заинтересовал режиссером. Алексея я знаю больше 20 лет и очень ему доверяю. И я мечтал снова вместе поработать. И когда возникло это предложение, для меня по большому счету даже был неважен сценарий. Я знаю, что у Леши любой сценарий – в хороших руках, он умеет работать с историей и со словом. Также привлекла тема шахмат. Она довольно редкая, хотя сейчас стала удивительным образом популярной», – считает актер.
Свое мнение о шахматах полностью изменила и Диана Пожарская, которую проект застал в Ирландии – именно там актриса прочитала сценарий за одну ночь. Она сыграла жену Анатолия Карпова – героиню, с помощью которой зритель понимает, что в жизни героя есть место не только шахматам. Но все же главное место в фильме занимает борьба двух сильнейших соперников.
«Безусловно, в нашем фильме есть и любовь. Но все же главная идея – поиск кристальной ясности шахматного состязания в тумане эмоций, амбиций, страстей. Глобально Карпову противостоит не только могучий интеллект Корчного, но и провокации ЦРУ, сезон дождей, давление собственного государства, а цель у него одна, как и у многих мальчишек в мире: стать лучше и выше, в данном случае – стать чемпионом мира», – считает продюсер картины Леонид Верещагин.
Комментарии