Кино

Конец прекрасной эпохи: Чем мы обязаны 20th Century Fox – студии, которой больше нет

В прокат вышел «Зов предков» — полнометражный приключенческий фильм, созданный студией 20th Century Fox по мотивам одноименной повести Джека Лондона. После покупки The Walt Disney Company большей части активов 20th Century Fox, эта работа будет первой, выходящей под маркой 20th Century Studios. Ставший за почти вековую историю в Голливуде знаковым, бренд Fox перестает фигурировать в логотипе прокатчика и зритель его больше не увидит. «КиноРепортер» вспоминает славную историю одной из самых знаменитых кинокомпаний США, прекратившую существование под своим историческим названием, но продолжающую играть важную роль в индустрии.

1930-1950: Как 20th Century Fox стал одной из шести крупнейших студий Голливуда

В начале 1930-х годов амбициозный продюсер Деррил Ф. Занук покинул основанную Чарльзом Чаплином и Дэвидом Гриффитом студию United Artists, чтобы начать свое дело. Его новоиспеченная студия 20th Century Pictures требовала немедленного роста, причем конкуренция на рынке была страшной и протиснуться в уже сформированную систему Голливуда было непросто. В 1935 году Занук приобретает компанию Fox Film, чей президент Уильям Фокс обанкротился и покинул свой пост. Так и была основана 20th Century Fox, во главе которой Занук вскоре будет творить историю американского кино.

В «Золотую эпоху» Голливуда киноиндустрия целиком полагалась на чутье продюсеров. Занук понимал, что без больших звезд его компания долго не протянет, и начал искать молодые дарования. В то время у каждой большой студии была своя уникальная концепция и «фишка». Например Universal снимали хорроры, а Warner Bros. — гангстерские фильмы. Fox сделали ставку на добродушное семейное кино. Главной звездой студии была Ширли Темпл, которая в возрасте восьми лет стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. На нее одну работало целых 19 сценаристов, обеспечивавших юное дарование нескончаемым потоком сюжетов. Успех Темпл объясняется просто — страна выходила из Великой депрессии и милые истории из жизни певучего ребенка настраивали на позитивный лад.

Деррил Занук в своем кабинете

Второй звездой студии Fox стала Кармен Миранда — бразильская артистка, чей экзотичный образ с бананами на голове прочно обосновался в массовой культуре (Фредди Меркьюри был от нее без ума). Латинские мотивы с подачи Миранды стремительно вошли в моду, и в прокате ее фильмы в 1940-е годы потеснили традиционные мюзиклы с Фредом Астером.

Несмотря на то, что Fox под руководством Занука за считанные годы выбился в лидеры кинобизнеса, продюсер не намеревался оставаться в поле семейного и развлекательного кино. Во время Второй мировой войны, на фоне кассового успеха нуаров и все более мрачных вестернов, Занук решил попытать счастья на ниве серьезной драматургии. Так студия получила свои первые «Оскары»: за драму Джона Форда «Как зелена была моя долина» (1940), детектив Элиа Казана с Грегори Пеком «Джентльменское соглашение» (1947) и классическую драму Джозефа Манкевича «Все о Еве» с Бетт Дэвис (1950).

1950-1970: Мэрилин Монро, эксперименты с 3D и провал «Клеопатры»

Послевоенное десятилетие стало для Fox невероятно успешным. Прежде всего, Зануку удалось подписать контракт с Мэрилин Монро на три фильма: «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера». Фильмы закрепили за актрисой статус секс-символа и принесли Fox немалые деньги. Занук предложил Монро и дальше сниматься в музыкальных комедиях, однако кинодива заявила, что ищет более серьезные роли. Тогда глава студии, не верящий в то, что звезда способна удачно выступить в драматическом амплуа, разорвал с ней контракт.

Кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»

Студия Fox в 1950-е также стала пионером в использовании и продвижении нового широкоэкранного формата CinemaScope. Занук специально доплачивал крупным кинотеатрам, чтобы те могли установить у себя залы, соответствующие самым современным стандартам. Библейский блокбастер «Плащаница» c Ричардом Бертоном во многом способствовал ориентации Голливуда на масштабные пеплумы и высокобюджетную постановку. Занук стремился придать кинопросмотру атмосферу культурного события — теперь зрители могли выйти в буфет во время антракта, необходимого во время демонстрации четырехчасовых эпиков. Студии были вынуждены заманивать людей в залы технологиями и масштабом, поскольку развитие телевидения в 1950-е годы потихоньку стало теснить кинопрокат.

Однако дорогостоящие полотна вскоре стали приносить Fox только беды. Знаменитая картина все того же Джозефа Манкевича «Клеопатра» (1963) с Элизабет Тейлор и опять-таки Ричардом Бертоном чуть было не довела студию до банкротства. На фильм о египетской царице было потрачено более 44 миллионов долларов (сегодня это было бы около 350), и, хотя картина стала хитом проката и получила четыре «Оскара» (в основном за визуальную сторону), этого было недостаточно, чтобы окупить затраты. «Клеопатра» стала одним из самых громких долгостроев прошлого века, и практически поставила точку в голливудской одержимости пеплумами и историческими сагами.

Кадр из фильма «Клеопатра»

Поправил дела студии лишь спустя два года мюзикл Роберта Уайза «Звуки музыки» (1965), который заработал безумные для тех лет 159 миллионов долларов, что сегодня равняется примерно 1,3 миллиардов. Fox вновь ждал «Оскар» (пять статуэток из десяти номинаций, в том числе за лучший фильм), а за ним и светлое будущее в эпоху «Нового Голливуда».

1970-1990: «Звездные войны» и смена руководства

В конце 1970-х студия Fox пошла на огромный риск. Руководство доверилось молодому режиссеру Джорджу Лукасу и дало возможность потратить огромные деньги на придуманную им фантастическую сагу под названием «Звездные войны». Мало кто верил, что кино про космических самураев будет успешным, однако картина запустила одну из самых популярных медиа-франшиз в истории и собрала немыслимые деньги в мировом прокате, став настоящим культурным феноменом. После успеха «Звездных войн», Fox выпустила еще одну культовую фантастику — «Чужого» Ридли Скотта. Под вывеской студии в дальнейшем выходили все фильмы франшизы о ксеноморфах, включая «Прометея» и кроссоверы с «Хищником».

Кадр из «Звездных войн»

В 1981 году студию ждали перемены. Нефтяной магнат Марвин Дэвис и миллионер Марк Рич приобрели Fox за 722 миллиона долларов. Однако, что делать с таким наследием они не имели понятия, и спустя три года продали большую часть компании амбициозному медиамагнату Руперту Мердоку, который владел студией вплоть до ее покупки Disney.

1990-2020: «Люди Икс», Джеймс Кэмерон и последние дни Fox

При Мердоке Fox обросли новыми большими франшизами и успешными проектами: «Крепкий орешек», «Один дома» и «Скорость». В 1990-е студия купила права на адаптацию комиксов Marvel о Людях Икс, и вскоре встала у истоков ренессанса супергеройского кино. Такие картины как «Люди Икс: Последняя битва» (2006) и «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014) стали одними из самых успешных в прокате за всю историю Fox. Последние картины марвеловской линейки «Темный Феникс» (2019) и «Новые мутанты» (долгострой, который обещают, наконец выпустить в 2020 году) наглядно продемонстрировали, что у студии нет дальнейшего плана развития киновселенной, и тягаться с Disney им не под силу.

Помимо «Людей Икс» Fox прекрасно сотрудничали с Джеймсом Кэмероном. Под их чутким руководством режиссер поставил два самых кассовых фильма в истории кино — «Титаник» (1997) и «Аватар» (2009). Случай последнего во многом символичен для Fox. Как и со «Звездными войнами», успех фантастики о синих компьютерных пришельцах вызывал большие сомнения, а стоимость проекта выходила за все мыслимые рамки (что и говорить о грядущих сиквелах). Кроме того, «Аватар» возродил интерес к широкоэкранному формату и 3D-эффектам в кино, — то, чем славились в Fox еще в 1950-е.

Кадр из фильма «Аватар»

В XXI веке у компании, основанной Деррилом Зануком, было немало побед. Дочерняя студия Fox Searchlight, занимавшаяся независимым кино, принесла компании «Оскары» за «Миллионера из трущоб», «12 лет рабства, «Бердмена» и «Форму воды». Кроме того вышли «Дэдпул» и «Логан», которые доказали, что у массовой публики есть запрос на фильмы с рейтингом R, а супергеройское кино не обязательно должно следовать одной формуле. Однако с каждым годом влияние студии снижалось, новые франшизы не появлялись, а старые стали затухать. В 2015 году Fox ждал огромный провал с «Фантастической четверкой», на которую были возложены серьезные надежды. Спустя два года Руперт Мердок заявил о начале переговоров с Disney.

Сделка завершилась в марте 2019 года, покупка Fox обошлась Disney в 71,3 миллиарда долларов. В течение года фильмы студии продолжали выходить в прокат под классическим логотипом. Однако в 2020 году слово Fox исчезло из названия, новые фильмы «Зов предков» и «Новые мутанты» выйдут уже под знаком 20th Century Studios. По мнению американских СМИ, смена названия связана с тем, что компания Disney не хочет ассоциироваться с консервативным телеканалом Fox News и хочет дистанцироваться от политики. Так и окончилась вековая история одной из шести крупнейших голливудских студий.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

13 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад