Рецензии

Коллекция искусства: Рецензия на анимационный фильм «Ограбление по Фрейду»

Рубен Брандт — психиатр, который просит своих пациентов рисовать свои страхи и желания. Его собственные сны постоянно наполнены картинами, герои которых оживают, захватывают и терроризируют героя. Новая клиентка Брандта — ворующая ценности на заказ акробатка Мими, которая проваливает задание из-за непреодолимой тяги к предметам искусства. Узнав о навязчивых идеях, преследующих психиатра, Мими объединяется с другими пациентами и уговаривает Брандта собрать коллекцию из картин, преследующих его во снах.

«Ограбление по Фрейду» — дебютный полнометражный фильм словенско-венгерского художника, скульптора и фотографа Милорада Крстича, в фильмографии которого раньше значилась только одна работа — «Моя малышка меня оставила». Эта короткометражка получила в 1995 году «Золотого медведя» в Берлине и была отмечена наградой на престижном анимационном фестивале в Анси. Уже в ней видны те элементы, которые позднее появятся в «Ограблении по Фрейду»: сюрреализм, психоанализ и сексуальность. Для Крстича, которому на момент премьеры полнометражного дебюта исполнилось 66 лет, он стал своего рода попыткой поговорить об отношениях с окружающими нас визуальными образами.

Бэкграунд Крстича дал фильму оригинальную авторскую стилистику, которая заимствует узнаваемые элементы из картин разных художников, но уникальным образом перерабатывает и смешивает их. В результате получился динамичный и необычный мультфильм, рассчитанный на взрослую аудиторию и активно использующий эстетику нуара и криминальных приключенческих фильмов. «Ограбление» строится вокруг похищения тринадцати реально существующих картин, но они не главные визуальные референсы для режиссера. Вселенная Рубена Брандта (имя героя составлено из фамилий Рубенса и Рембрандта) насыщена явными и не очень отсылками, а иногда и просто готовыми образам: советскими плакатами, рекламными постерами, странными объявлениями. Это экскурсия по музеям, откуда похищаются классические картины, но также и по сознанию, бесконечным потоком воспринимающему визуальную информацию. В «Ограблении» есть сюжет и логическая последовательность событий, но следить гораздо интереснее за деталями. Например, в этом мире можно проскользнуть под дверь, потому что от мамы тебе досталось семейное 2D.

Мини-энциклопедия мирового искусства. «Ограбление по Фрейду» — это крупный для Венгрии проект, комбинирующий 2D и 3D анимацию, и итог шестилетнего коллективного труда команды из более чем 150 художников. Не менее емкой была и работа юристов: целый отдел согласовывал с музеями и галереями использование образов, созданных Ботичелли, Ван Гогом, Пикассо, Гогеном, Хоппером, Уорхолом и другими мастерами. Музыка и звуковое оформление играют здесь такую же важную роль, как и сам рисованный мир. Музыки в «Ограблении» действительно много, и одним из запоминающихся треков становится джазовый кавер на Oops!… I Did It Again Бритни Спирс. Крстич вдохновлялся не только живописью, но и кино: в этой аудиовизуальной симфонии можно увидеть влияние главных режиссеров в истории кинематографа: от Мельеса до Тарантино и Линча.

Одной из самых запоминающихся сцен становится первая погоня за ограбившей галерею Мими: сильное влияние нуара, изобритательный экшн и постоянное напряжение погружают в сюрреалистический мир, в котором среди быстро сменяющих друг друга кадров улавливаются знакомые образы.

  • «Бархатная Бензопила» — фильм от Netflix о том, как люди обходятся с искусством и как искусство обходится с людьми в ответ.
  • «Искусство видеть» (Ways of Seeing) — британская четырехсерийная передача искусствоведа Джона Бергера про воздействие искусства и желание им владеть.
  • «С любовью, Винсет» — еще одна изобретательная европейская анимация, воспроизводящая стилистику известного художника (на этот раз — только Ван Гога).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

4 часа назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

5 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

9 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад