Рассказываем о премьере нового сезона, в которой нашлось место любви, предательству и грандиозным историческим переменам.
В сентябре в Государственном Кремлевском Дворце состоится большая премьера, которой грезил художественный руководитель театра «Кремлевский балет». Репетиции «Клеопатры» начались в пандемию. И продолжились уже без отца-основателя: Андрей Петров ушел из жизни в апреле этого года. Тем не менее, соратники довели постановку до зрителей.
«В последние репетиции даже перекрывались входы в залы от посторонних, потому что шел сложный процесс», – говорит директор театра Николай Троицкий перед генеральным прогоном.
Грандиозность «Клеопатры» захватывает сразу – и дело вовсе не в размере сцены. Хотя и ее надо заполнить роскошной мебелью, гигантскими скульптурами, десятками слуг, воинов и жрецов. А еще музыкой – царственной и зловещей. На генеральной репетиции артисты и музыканты впервые работали сообща, о чем зрителей честно предупредили до начала спектакля. Технических нестыковок почти не случилось, и можно лишь гадать, насколько отточенной выйдет светская премьера, до которой остаются недели усиленных репетиций.
Музыкой действительно хочется наслаждаться с закрытыми глазами – воображение мгновенно рисует свои картины. Но делать этого не рекомендуется: на сцене разворачивается настоящий блокбастер. Парадные шествия и пиры сменяются батальными эпизодами и подлыми заговорами, а порой происходящее и вовсе выходит за рамки земного. Клеопатра несколько раз обращается к божественным покровителям Египта, и те соглашаются показать ей будущее. Чаще оно оказывается нерадостным, но все дары и проклятия судьбы царица принимает с достоинством.
«Андрей Борисович грезил этой женщиной, считал, что она не коварная соблазнительница, как ее показала Элизабет Тейлор, а большой государственный деятель, – объясняет видение постановщика Троицкий. – И постоянно говорил о красоте».
Красоты в «Клеопатре» тоже хватает, как и обнаженных тел. И порой происходящее скатывается в неприкрытый эротизм, но не в вульгарную пошлость. Тело здесь олицетворяет исключительно здоровый дух. Клеопатра (прима-балерина Олеся Росланова) – сильная женщина, независимая и в политике, и в любви. Партнеры ей под стать: что Гай Юлий Цезарь (Михаил Евгенов), что Марк Антоний (Даниил Росланов) не просто так вошли в историю.
Оба романа – красивых и пламенных – поначалу кажутся почти идентичными. Все внешние проявления, которые так цепко захватывают внимание в первом акте, отвлекают от главного во втором. Рим снова сменяет Александрию, заманчиво мерцает золото, пестрят одежды придворных. Массовые сцены утомляют и царицу, оказавшуюся на троне в одиночестве, и зрителя.
На этом фоне вторая романтическая линия сначала выглядит повторением первой, но затем движения проявляют суть изменений: хрупкость и подобие покорности улетучились, а на смену им пришли уверенность и сила. Теперь это танец равноценных партнеров, воля и любовь в нем идут рука об руку.
Продуманность и скрупулезность постановки поражает. Артисты блистают, не уступая друг другу ни в пластике, ни в эмоциональном отыгрыше, а хореография удивляет – движения египтян отсылают к иероглифам, походка римлян – к властной империи. От многочисленных поддержек захватывает дух, а прием слоу-мо подчеркивает драматизм момента.
Кроме того, в «Клеопатре» необычным образом сочетается световые решения и видеоинсталяции, неожиданные восточные мотивы и практически цирковые трюки. И, конечно, на балет стоит идти ради эмоционального потрясения. Причем неоднократного: между триумфом первого акта и финальными минутами заложен огромный спектр чувств.
Комментарии