Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Киты на большом экране: Хорошие, плохие, злые

Киты на большом экране: Хорошие, плохие, злые

19 февраля 2024 /
Киты на большом экране: Хорошие, плохие, злые

От «Моби Дика» до «Освободите Вилли».

Съемки животных в кино – процесс неоднозначный. С одной стороны, зрители получают аутентичность и более глубокое погружение в повествование. С другой – нередко звери-актеры страдают в неволе от ненадлежащих условий их содержания. Сегодня реальных животных практически заменили их компьютерные копии, но в прошлом веке кинематографисты не обладали подобными технологиями, а аниматроники не всегда выглядели впечатляюще. Ко дню запрета охоты на китов «КиноРепортер» вспомнил, как их (и их китообразных братьев) изображали на экране и на какие ухищрения шли авторы этих фильмов.

«По морю на кораблях» (1922)

«По морю на кораблях» – одна из первых кинолент в истории, в которой были задействованы реальные киты. Ну как задействованы – в немом фильме использованы полудокументальные кадры, на которых запечатлена самая настоящая охота на хищников. Уточнений «ни одно животное не пострадало» в тот период еще не было. Во вступительных титрах создатели даже отдельно поблагодарили двух операторов, которые «на маленьких лодках стояли возле своих камер, рискуя жизнью, чтобы запечатлеть борющихся китов».

Продюсеры рекламировали ленту достаточно помпезно. «По морю на кораблях» называли лучшим фильмом со времен «Рождения нации» и самым изумительным образчиком реализма, когда-либо запечатленным на камеру. По большей части картина представляла собой обычную приключенческую мелодраму, где кадров с живыми китами по пальцам пересчитать. Однако авторы в рамках рекламной кампании акцентировали внимание зрителей именно на монструозных созданиях, с которыми вступил в схватку человек.  

«Моби Дик» (1956)

История о мести гигантскому белому киту, написанная Германом Мелвиллом, осталась практически непонятой на момент выхода романа (1851 год). Однако спустя более полувека «Моби Дика» начали переосмысливать, в том числе в зарождавшемся Голливуде. Кинематографисты предприняли пару попыток снять достойную экранизацию, но ввиду технологической ограниченности того времени приличной адаптации не вышло. Ее пришлось ждать до начала второй половины века, когда за режиссуру взялся оскароносный Джон Хьюстон, а сценарием занялся фантаст Рэй Брэдбери.

После релиза картины возникло множество слухов относительно того, как создавался монструозный кит. Тогда считалось, что авторы смогли построить три полноразмерных модели Моби Дика с армированной сталью и прорезиненной конструкцией. Каждая – длиной 26 метров и стоимостью примерно $30 тыс. Эти слухи развеяли только в 2006 году, когда оператор ленты Освальд Моррис выпустил автобиографию. И рассказал, что создатели фильма сумели сделать лишь одного 22-метрового Моби Дика весом 12 тонн, которому требовалось 80 бочек со сжатым воздухом и гидравлическая система, чтобы оставаться на плаву и функционировать.

Забавный факт: во время съемок искусственный кит оторвался от буксирного троса и унесся в туман прямо с Грегори Пеком, исполнившим роль капитана Ахава. В 1990-е актер подтвердил, что инцидент имел место быть.

«Наму, кит-убийца» (1966)

Легко представить разочарование зрителей, которые, увидев название фильма, рассчитывали на ужастик про косатку, охотящуюся на людей, а в итоге получили противоположную историю. «Наму, кит-убийца» – не хоррор, а семейное приключение с элементами драмы. На английском языке слово «косатка» обозначается как orca или killer whale, но переводится оно не так, как можно подумать первоначально. Млекопитающие получили такое название от древних мореплавателей, наблюдавших, как животные охотятся на более крупные виды китов. Краткий экскурс в историю окончен, теперь можно переходить непосредственно к ленте.

В центре событий – отбившийся от стаи самец косатки, чью «подругу» убили рыбаки. Наму (так звали животное на экране и в реальной жизни) не ступает на путь мести, а просто пытается спастись от надоедливых преследователей. В этом ему помогает главный герой, морской биолог Хэнк Доннер, который обнаружил беднягу в рамках изучения подводной фауны. Заручившись поддержкой владелицы магазина рыболовных снастей и ее милой дочки, ученый старается убедить напуганных жителей местного городка, что Наму не опасен, прежде чем те откроют на него охоту.

Сюжет фильма прост до безобразия, зато реальная история косатки куда интереснее. В 1965 году Наму попал в сети для ловли лосося, после чего его продали антрепренеру и владельцу океанариума в Сиэтле Тэду Гриффину. Согласно журналу National Geographic, самец стал первой косаткой в неволе, выступавшей с людьми. Наму быстро превратился в главную достопримечательность города, которую хотели увидеть сотни зевак. Млекопитающее также успело появиться в вышеупомянутой ленте, однако спустя год после жизни в неволе животное погибло. Причиной смерти Наму послужила бактериальная инфекция, вызванная неочищенными сточными водами в заливе Эллиотт.

«Смерть среди айсбергов» (1977)

А вот «Смерть среди айсбергов» уже оказался настоящим хоррором. На волне бешеной популярности «Челюстей» Дино Де Лаурентис, один из самых известных продюсеров послевоенного периода, захотел снять собственный фильм ужасов про водных хищников, но с важным условием – ему требовалась «рыба более жестокая и ужасная, чем большая белая акула». Брат кинематографиста посоветовал ему присмотреться к косаткам. Так история получила своего антагониста.

После поимки Наму, оказавшегося весьма выгодным вложением, к концу 1970-х проблем с поиском нужных «героев» у съемочной группы не было – океанариумы по всему миру разжились достаточным количеством пойманных животных. Для съемок фильма создатели выбрали комбинированный подход. Живых и дрессированных косаток для общих планов авторы одолжили у двух популярных американских океанариумов, а в жестоких сценах использовались реалистичные резиновые копии хищников и, разумеется, аниматроники.

«Смерть среди айсбергов»

Завязка фильма практически повторяет начало «Наму, кита-убийцы», но уводит повествование в сторону ужастика. Рыбаки в погоне за белой акулой (отсылка к шедевру Спилберга) встречают самку и самца косатки, на которых и переключаются. С помощью гарпуна им удается поймать и втащить на борт «даму». У испустившей дух хищницы в этот момент случается выкидыш, и рыбаки выбрасывают мертвый плод обратно в море. Все это происходит на глазах у самца, который решает во что бы то ни стало отомстить обидчикам.

Слегка бредовая история не нашла понимания у критиков, но зрителям подобное пришлось по душе. Картина окупилась в прокате, хотя до успеха «Челюстей» ей было далеко.

«Освободите Вилли» (1993)

Приключенческая драма о дружбе мальчика-сироты и косатки в неволе стала моментальной классикой семейного жанра, а кульминационное спасение Вилли остается одной из самых запоминающихся и трогательных сцен в истории кинематографа. Исполнителя роли «животного в беде» искали по всему миру: США, Аргентина, Япония, Испания и Франция. В итоге создатели остановили свой выбор на Кейко (с японского «счастливчик»), самце косатки, которого поймали в конце 1970-х у берегов Исландии и позже переправили в парк развлечений в Мексике.

Проблем со съемками животного у группы не было – его дрессировка давала о себе знать. Но все же для определенных сцен авторы использовали аниматроника. Например, во многих эпизодах, снятых крупным планом, где Вилли был ограничен в движении. Уолт Конти, занимавшийся эффектами, даже подсчитал, что в половине кадров с животным использовались механические дублеры. Эпизод с прыжком Вилли – это, разумеется, тоже сочетание графики и аниматроника. Причем для финала техники построили специальную ракетную установку, которая в буквальном смысле выстреливала в воздух механической копией Вилли.

«Освободите Вилли»

Лента сделала Кейко настоящей звездой, но на экране после этого он появился всего раз (в малоизвестном мексиканском сериале Azul). Несмотря на добрый нрав и дружелюбный по отношению к людям характер, самец страдал от проблем со здоровьем и издевательств со стороны других косаток. Общественность беспокоило состояние Кейко – неравнодушные граждане и борцы за права животных настаивали, чтобы его отпустили на волю. В 1995 году при участии Warner Bros. был учрежден фонд Free Willy–Keiko Foundation, направленный, как вы уже поняли, на освобождение Кейко. В течение нескольких лет самца готовили к возвращению в дикую природу, и в итоге долгожданное событие состоялось в 2002 году.

Хотя Кейко был на свободе, исследователи продолжали изучать его водные маршруты и состояние здоровья. Увы, самец так и не смог ни прибиться к другой стае косаток, ни нормально адаптироваться к диким условиям. И спустя более года жизни на воле Кейко умер у берегов Норвегии в возрасте 27 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: