Кино

«Китобой»: Роуд-муви про чукотского охотника, который влюбился в вебкам-модель Асмус

Премьера дебютной работы Филиппа Юрьева состоялась во внеконкурсной секции кинофестиваля в Венеции. Свой первый фильм выпускник вгиковской документально-игровой мастерской Алексея Учителя отправился снимать на Чукотку, где провел в экспедиции несколько месяцев, приглядываясь к местным реалиям, под которые впоследствии адаптировал сценарий. В итоге получилась живая драма о взрослении в глубинке и первой любви, в которую то и дело просачиваются документальные элементы.

Лешка – подросток из дальнего поселка у берегов Берингова пролива. До ближайшего города Анадыря ― 5 часов на самолете. Парень помогает охотникам-китобоям развозить китовое мясо по домам и живет вместе со слепым дедом, который через день собирается умирать. На общедеревенском компьютере поселковые мужики любуются на страничку с порночатами. Улыбчивая вебкам-модель Holy Sweet 999, совершенно непохожая на местных девушек, становится объектом желания для подростка и никак не выходит из его головы (стоит отметить, что женщины вообще не появляются в кадре, кроме пары школьниц и русской проститутки). Не в силах сопротивляться чувствам Лешка берется учить английский по детской библиотечной книжке и решает отправиться в Детройт, чтобы признаться ей в любви, благо до Америки всего 86 километров.

«Китобой» – незамысловатая комичная история о том, как наивный подросток из глубинки попадает в интернет и воспринимает всерьез все, что в нем видит. Лешка неожиданно узнает о существовании другого мира за пределами собственного, казавшегося бескрайним, и влюбляется в то, что его олицетворяет. Дома он видит тундру на километры вокруг, море и однообразную рутину. В интернете – необыкновенно красивую девушку с голубыми глазами и светлыми волосами, каких нет у местных. А еще в Детройте многоэтажки, среди которых, по словам Лешкиного лучшего друга, спрятаны «Макдоналдсы».

Проникновение современных технологий в чукотскую глушь, где время, кажется, вообще не двигается с места, выглядит анекдотичной условностью. Таких простодушных недотепистых героев, живущих в своих фантазиях, можно увидеть скорее в «сандэнсовских» драмеди вроде «Кумико — охотница за сокровищами», чем в молодом российском кино. В фильме братьев Зеллнер героиня-японка отправлялась в заснеженную Миннесоту искать сокровища из выдуманного «Фарго». Здесь наивный чукотский юноша, переживающий пубертат, ищет любовь (а скорее первый секс) на родине Робокопа. Вряд ли на Чукотке не знают про порночаты, едят красную икру из трехлитровых банок и сжигают трупы в погребальных кострах. Экзотика в «Китобое» есть, но едва ли она аутентична.

Несмотря на это, Юрьев, который по собственному заявлению не интересуется этнографией, то и дело использует приемы неигрового кино. Большинство ролей в фильме исполнили непрофессиональные актеры – жители окрестностей, а главного героя Лешку сыграл подросток из Анадырского интерната. Их быт ― скромные домики, грунтовые дороги, охота на китов с помощью гарпунов и автомата, коллективная разделка туши ― непостановочный, и эта документальность соединяется с минималистичным сюжетом, где все играют почти что самих себя.

Так – под саундтрек из Джонни Кэша, Роя Орбисона и Джули Круз – спустя 100 лет после Роберта Флаэрти Юрьев снял своего «Нанука с Севера». С чукчами вместо инуитов, китами вместо моржей, порночатами вместо выживания и заведомо постановочным магическим реализмом вместо псевдодокументальных инсценировок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

45 минут назад

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

17 часов назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

19 часов назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

22 часа назад

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

1 день назад

Кино для «бежевых мам»

Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…

2 дня назад