Разбираемся в новейших стратегиях видеосервисов и киносетей.
Поэтапный выход из самоизоляции и карантина в разных странах вселяет надежду на возвращение к нормальной жизни уже в этом году. Индустрия развлечений и прежде всего кинотеатры начинают строить планы, которые уже не кажутся фантазиями. Если в Европе и в США уже открывают залы, значит можно рассчитывать на работу в летний сезон.
В Америке губернатор штата Техас Грег Эббот разрешил кинотеатрам открыться уже 1 мая. Многие сети, в том числе легендарная Alamo Drafthouse, от щедрого предложения отказались. Компания через официальный аккаунт в твиттере заявила:
«Открытие залов с соблюдением всех мер предосторожности требует новых регламентов и оборудования, которые повлекут и переподготовку персонала. Все это не нельзя делать с кондачка».
Но одна сеть Santicos открыла 3 своих кинотеатра в Сан-Антонио. Билеты продавались только на четверть мест, и зрителей усаживали через ряд. В отсутствие значимых премьер показали несколько старых хитов: «Человек-паук: Вдали от дома», «Стриптизерши» и «1917», а так же уже доступные в интернете новинки — «Бладшот» и «Тролли. Мировой тур». Кроме того зрителей пытались привлечь скидками — все билеты стоили только $5. За первый уик-энд мая сети удалось заработать $16 тыс. и обслужить 3200 клиентов. Это не самые большие деньги, но воодушевил отклик зрителей — люди готовы вернуться в кинотеатры. И этот опыт во всем мире посчитали позитивным примером.
В Европе ближайшие открытия запланированы уже на май, сначала в Чехии 11-го, потом в Германии 30-го, и на остальных территориях залы планируют постепенно открывать в течение июня. В России ослабление ограничительных мер только началось, например, в Москве некоторые стройки и промышленные предприятия возобновили работу после 12 мая. И пока точно не известно, когда разрешат работать ресторанам и кинотеатрам. Если власти будут снимать запреты в обратной последовательности, в которой их вводили, то ограничение на проведение массовых мероприятий исчезнет одним из последних.
Но не все кинотеатры от открытия удерживают только карантинные меры. Некоторые сети, прежде всего крупнейшая в Америке AMC, не видят смысла перезапускаться в отсутствие новых блокбастеров, которые привлекли бы в залы дополнительную публику. Студии в свою очередь не спешат запускать рекламные кампании и подтверждать даты выхода. Ситуация напоминает игру в поддавки — обе стороны готовы сдать свои позиции в любой момент.
Ближайшие большие релизы: «Довод» Кристофера Нолана 15 июля и «Мулан», предварительно перенесенная на 24 июля. К этим датам пока все готовятся, но если эпидемия не стихнет в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и там не смогут открыть кинотеатры, студии отложат выпуск фильмов, а следом большие сети тоже повременят снимать замки. Для «Мулан» важен также китайский рынок, а в КНР, несмотря на успехи по борьбе с болезнью, экраны пока темные.
Бизнес кинопоказа сразу после эпидемии ждет другая напасть, повсеместная самоизоляция помогла расцвести новому заклятому врагу — стриминговым сервисам. Практически все компании, работающие в сегменте, заявили о привлечении значительного количества новых пользователей в первые месяцы весны. Так, у российских фирм, по данным ТАСС, рост составил более 30%. Эти результаты вызваны, в том числе, политикой «бесплатного месяца», которую ввели многие сервисы для новых подписчиков в период самоизоляции. Сколько клиентов останется, когда за все придется платить, станет ясно в начале лета. Но по косвенным данным можно судить о том, что россияне увлеклись домашними медиа-развлечениями надолго. Как пишут «Ведомости» — в марте, в последний месяц пока были открыты магазины, продажи телевизоров и планшетов в стране выросли в полтора раза по сравнению с тем же периодом в 2019-м. Смотрят на сервисах наши зрители в основном сериалы. Они если и составляют конкуренцию, то телевидению.
Хозяева кинотеатров больше боятся, что зрители предпочтут теперь смотреть полнометражное кино у себя дома, а не в их залах. Эти опасения не беспочвенны, например в Okko вторую и третью строчки по просмотрам в праздники заняли отечественный «Отель «Белград» и голливудские «Тролли. Мировой тур». Первым отечественным фильмом, выпущенным в новых условиях сразу онлайн, минуя кинотеатры, стал «Спутник». Космический триллер с Оксаной Акиньшиной вышел 23 апреля сразу онлайн на нескольких площадках, и ее можно было посмотреть как по подписке, так и за отдельную плату. Сервисы позже отчитались о большом успехе такого показа — по их словам в последнюю неделю апреля «Спутник» был лидером просмотров. Правда, никто не назвал конкретные цифры, поэтому трудно оценить, насколько довольны онлайн-запуском создатели картины.
Без конкретных цифр сложно понять и перспективы таких релизов в будущем. Возможно, поэтому у нас традиционные кинотеатры не видят пока конкурентов среди онлайн-собратьев. Отечественные сервисы преимущественно вкладываются в сериальный оригинальный контент, а главный мировой игрок Netflix еще не тратит миллионы долларов на создание российских эксклюзивов, как он это делает в Европе и Азии.
Заметные сдвиги под влиянием новой реальности в каналах выпуска и монетизации фильмов, скорее всего, начнутся в США. И студии-мейджоры могут стать союзниками интернет-компаний в борьбе с залами. Еще в прошлом году окно между выпуском в кинотеатры Америки и на носителях или VOD составляло 3 месяца. Если кто-то выкладывал фильмы раньше, это приводило к конфликту с киносетями или с Национальной ассоциацией владельцев кинотеатров. Студии студии много лет норовят сократить этот промежуток, чтобы зритель, не остывший еще от массированной рекламной кампании, купил себе фильм еще раз.
Эпидемия и меры властей по борьбе с ней помогли дистрибьюторам сузить окно. Так, Sony выпустила «Бладшот» онлайн всего через 12 дней после премьеры, а Disney, вопреки прошлогодним заверениям Боба Айгера соблюдать размеры окна, выложил анимационную ленту «Вперед» через 15 дней. Universal вовсе попыталась проигнорировать старое соглашение с кинотеатрами и выпустила «Тролли. Мировой тур» 10 апреля сразу в интернет. Компания выбрала премиальный формат релиза — пользователи могли посмотреть картину за $19,99 на таких платформах как Apple TV. Это намного дороже, чем в среднем стоит один билет в кино в США. Уже в конце месяца студия отчиталась о сборах — $100 млн. Для сравнения предыдущая часть франшизы, вышедшая в 2016 году, заработала в Северной Америке за все время проката $153 млн. Учитывая, что кинотеатры забирают половину выручки, а онлайн-платформы только 20%, Universal уже получила больше ($76,5 млн против $77 млн). Скептики заметили, что эти деньги все равно не окупают бюджет ленты $100 млн, и выразили сомнения в точности подсчетов. В любом случае выход «Троллей» и их успех стали историческим событием.
Генеральный директор конгломерата NBCUniversal Джефф Шелл заявил, что даже когда залы после пандемии откроются, они продолжат выпускать фильмы онлайн вместе с релизом в кинотеатрах. Глава AMC, самой большой сети мультиплексов в США, Адам Арон в ответ выпустил официальное заявление.
«С этого момента AMC не будет показывать фильмы Universal в наших залах в Северной Америке, в Европе и на Ближнем Востоке».
Другие сети обошлись без ультиматумов, но тоже осудили студию и призвали Голливуд соблюдать промежуток между релизами.
«Тролли. Мировой тур» стали первым кирпичом в священное окно, вокруг которого держатся договоренности между производителями контента и теми, кто его показывает на больших экранах. Все внимание сейчас приковано к следующим большим релизам, вынужденным выходить онлайн, — это «Скуби-ду», запланированный на 15 мая, и диснеевский «Артимис Фаул», выпускаемый в июне. Если они повторят успех «Троллей», то можно говорить о приходе нового мира без окон, когда показ фильма в зале станет одним из второстепенных способов заработать на нем денег. Основную выручку студии будут качать из интернета, причем с помощью собственных сервисов, таких как Disney+, где не надо ни с кем делиться даже 20% со сборов. Как только это приблизится к норме на Западе, все изменения быстро проявятся и в России.
Комментарии