Кино

Кинопародии и новая этика

Жанр кинопародии переживает не лучшие времена. Это вдруг понимаешь, когда не можешь легко вспомнить ни одной, даже плохой пародийной комедии, вышедшей за последние годы. А что вообще происходит? Куда они делись? И главное, есть ли шанс на камбэк? Давайте разбираться.

Куда, куда вы удалились

«Мы – Миллеры» (2013) – самая успешная голливудская комедия в российском прокате. Она собрала 595 млн рублей, притом что у мирового лидера «Мальчишник в Вегасе 2» (2011) – 376 млн.

Прежде чем сокрушаться по поводу кинопародий, давайте возьмем шире. А много ли выходит хороших комедий? Что вообще творится с юмором? Почему в этом огромном и некогда едва ли не доминирующем сегменте мирового кинематографа сейчас все так плохо?

Причин тому несколько. Если говорить о Голливуде, то во многом жанр страдает от попыток студий работать наверняка. А сегодня гарантировать результат – значит, усидеть сразу на нескольких стульях. Во-первых, нынче рулит семейное кино, и наиболее беспроигрышный вариант (на деле далеко не всегда) – это комедия 6+, которую оценят и взрослые, и дети.

«Холоп» (2019), собравший в отечественном прокате 3,2 млрд рублей, не только самая успешная российская комедия, но самый успешный фильм в принципе.

Во-вторых, мейджоры как никогда смотрят далеко за пределы США, а юмор – штука сложная, и не все, над чем смеются американцы, смешно немцам, японцам или русским. Как, конечно, и наоборот. И снять комедию, которая «зайдет» всем – вне зависимости от возраста, национальности, социального и культурного уровня, – задача в сто крат сложнее, чем снять боевик или триллер.

Кроме того, стремительно меняется представление о том, как юмор «упаковывать и доставлять». Еще несколько лет назад стендап в нашей стране был андеграундом. Сегодня это самое популярное направление в комедии, и один комик – просто человек с микрофоном и больше ничего – может собрать 7-тысячный «Крокус». И для этого даже не обязательно быть «человеком из телевизора»: можно сделать себе имя в соцсетях и успешно ездить по гастролям.

Стендап-концерт блогера Данилы Поперечного в 2016 году в Crocus City Hall, вмещающем 7300 зрителей.

Кинематограф – индустрия консервативная, реагирующая на смену форматов не так быстро, как того требует сегодняшний ритм жизни. В итоге старое уже не работает, новое делать еще толком некому, а значит, лучше не делать никак. Отсюда и резкое падение общего количества контента. Кстати, если прибегнуть к статистике, то можно обнаружить, что число фильмов, имеющих в жанровой графе строчку «комедия», год от года колеблется, но не уменьшается. В чем секрет?

На самом деле если разбираться, то обнаружится, что это видимость, которая достигается благодаря росту в смежных областях. Прежде всего это, конечно, мультфильмы, заявленные в том числе комедиями едва ли не в 100 процентах случаев. Плюс огромное количество картин в смешанных жанрах, которые в первую очередь драмы, боевики, фантастика и уж потом, в самую последнюю очередь, немножко комедии.

Уходящая натура

В подобной парадигме практическое исчезновение качественных (на деле они, конечно, снимаются, просто уровень этих поделок даже для direct-to-video низковат) кинопародий не вызывает большого удивления. Чтобы получить подлинное удовольствие от просмотра такого фильма, нужно хорошо знать оригинал. Что автоматически сужает аудиторию.

И если великие мастера кинопародий Мэл Брукс, Джим Абрахамс, Дэвид Цукер и Джерри Цукер работали, по сути, в «тепличных условиях», когда кино было общим развлечением, что обеспечивало зрителям высокую насмотренность, то сейчас, в век интернета и мобильных игр, даже «все смотрели «Аватар» – заявление весьма спорное.

Самый простой выход из ситуации – работать широкими мазками. В смысле хихикать не над отдельными фильмами, а над целыми жанрами (хотя без конкретики все равно не выйдет). В новом тысячелетии так делал последний пересмешник мирового кино Эдгар Райт, создавший целую пародийную трилогию «Кровь и мороженое».

В первой ее части «Зомби по имени Шон» досталось, как несложно догадаться, тогда еще только набиравшим популярность зомби-хоррорам. В снятых вторыми «Типа крутых легавых» – полицейским бадди-муви, ну а финальным аккордом с символичным названием «Армагеддец» стало издевательство над фильмами про нашествие инопланетян.

В принципе схема рабочая. Особенно если взять что-то максимально всем знакомое. Например, шпионские экшены вообще и бондиану в частности. Даже если кто-то не смотрел, например, «Казино Рояль», эстетика фильмов об агенте 007 реально известна всем.

Именно на этом стоят сразу две едва ли не последние на сегодня пародийные кинофраншизы – британский «Агент Джонни Инглиш» с Роуэном Аткинсоном (последняя, третья часть вышла в 2018-м) и французский «Агент 117» с Жаном Дюжарденом (третья часть вышла прошлым летом). Тем более не они первые: до них на этой теме от души оттоптался Лесли Нильсен в «Голом пистолете».

Убить пересмешника

Новый сериал Netflix «Женщина в доме напротив девушки в окне» пародирует мотивы, восходящие аж к Хичкоку, хотя комедия это далеко не в первую очередь.

И все же жанр умирает от асфиксии, и душат его прежде всего общественно-политические изменения в обществе. Да-да, та самая пресловутая новая этика. Каким бы условным ни был этот термин, то, что сегодня творится с моральными установками, понятиями о том, что и кого оскорбляет, не оставляет не только поля для творчества, но и для нормальной жизни.

Есть масса примеров тому, как совершенно невинные шутки выдирались из контекста и преподносились как задевающее чьи-то чувства. Становится не до смеха, когда «все, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде»?

Задумывались ли вы, что всеми любимый сериал «Друзья», чей специальный выпуск в прошлом году побил рекорды просмотров, в наше время просто не мог бы идти в эфире из-за огромного количества неполиткорректных шуток? Канал бы потратил миллионы, отбиваясь от обвинений в гомофобии, фэтшейминге и бог знает, чем еще.

Мы живем во времена, когда все по какой-то причине бросились друг на друга обижаться. И если стендаперы еще могут это пережить (все-таки основным объектом их шуток обычно становятся они сами), то суть пародии именно в том, что ты смеешься над кем-то или чем-то. И да, возможно, это кажется натяжкой, но никогда не угадаешь, что может повернуться против тебя.

«Закэнселенный» в США стендап-комик Луи Си Кей назвал свой новый спешл «Извините» (2021) и, гастролируя с ним, выступает на фоне огромной надписи SORRY.

Есть ли будущее у кинопародии (и пародии вообще) в современных реалиях? Если ничего не изменится к лучшему, она либо полностью исчезнет, либо выродится до совершенно травоядного состояния, в котором каждый кадр изначально будет содержать предупреждение: «Заранее просим простить!»

Ну а что, дорожка протоптана Луи Си Кеем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад