Кино

От Ханоя до Сайгона: Что сегодня снимают во Вьетнаме

Вы, вероятно, не в курсе (не осуждаем), но в последние годы кинематограф Вьетнама переживает небывалый подъем. Буквально только что у них побила все рекорды домашнего проката военная драма собственного производства «Красный дождь». $28,5 млн собрала. Что в пересчете на рубли по нынешнему курсу – без малого 2,4 млрд. У нас в 2025-м всего лишь два фильма больше заработали – «Волшебник Изумрудного города» и «Финист». Притом что население Вьетнама сильно меньше, а голливудские блокбастеры их кинотеатры стороной не обходят. И это не внезапный единичный успех, а часть общей закономерности. В происхождении и причинах которой мы разбираться не будем, а взглянем лучше, чего еще интересного снимают сейчас в этой далекой экзотической стране.

«Внутри желтого кокона» (2023)

Начнем с чего-то поспокойнее. С фильма, взявшего два года назад не последний по значимости приз в Каннах – «Золотую камеру» за лучший режиссерский дебют. Зовут дебютанта, если что, Фам Тхьен Ан. И он этот фильм развил из своего же короткого метра, за который тоже в Каннах удостоился приза. Завязка следующая: парень из Сайгона возвращается в родную деревню. Но не один, а с племянником, чья мать трагически погибла в мотокатастрофе, и с телом погибшей. Чтобы тело похоронить по-христиански, а пацана куда-нибудь пристроить. В то время как родной отец последнего пропадает неизвестно где.

Вышеизложенное становится предлогом для неторопливых душевных исканий длиною в три часа экранного времени. Парень колесит туда-сюда на мотоцикле по сельской местности, встречает разных интересных личностей, беседует с ними, что-то, наверное, для себя важное осознает. Один дед долго рассказывает про войну, после чего косплеит полотно Караваджо. Потом бабка какая-то толкает сбивчивую речь, венчающуюся мудростью: «Какой толк человеку от владения целым миром, если он потерял свою душу?» Но по большей части никто ничего не говорит, а просто нам показывают всякое, располагающее к медитативному созерцанию. Природу или как главный герой задумчиво слоняется. Очень умиротворяюще.

«Май» (2024)

А это – вьетнамский блокбастер номер один за 2024 год. Касса – 551,2 млрд вьетнамских донгов. Или порядка 1,755 млрд рублей. Где-то между «Сто лет тому вперед» и «Лед 3» (третье и четвертое места нашего бокс-офиса соответственно). При этом по жанру – самая обыкновенная мелодрама. Никаких тебе спецэффектов или воздушных пируэтов с музыкальными номерами. Только несчастная любовь, только, как говорится, хардкор. Он любит ее, она любит его, но им не суждено быть вместе, потому что (загибайте пальцы): существенная разница в возрасте в ее пользу, столь же существенная разница в социальном статусе в его пользу, темное прошлое, отец-лудоман, взрослая дочь, властная упрямая мать.

В итоге история оказывается даже не столько про любовь, сколько про тяжелую женскую долю. С моралью, проговариваемой вслух, в том духе, что женщиной в принципе быть сложно, поэтому раз уж тебе не повезло с двумя X-хромосомами родиться, то постарайся хотя бы как-то получить удовольствие, а то в следующий раз можешь родиться еще кем похуже. Вьетнамцам, а точнее, надо полагать, в первую очередь вьетнамкам, зашло на ура. Да так, что отдельные реплики из фильма (особенно финальная, окончательно рвущая душу в клочья) разлетелись на тиктоки с миллиардными охватами. А это нынче гораздо более показательный маркер популярности, чем какие-то там цифры сборов.

«Фурия» (2019)

Ладно, теперь давайте на что-нибудь нормальное переключимся. Вот вам дешевый, но очень сердитый боевик с простым и прямолинейным, как бамбуковая палка, сюжетом. У деревенской коллекторши (и такая есть профессия), некогда имевшей влияние в криминальном мире, но давно отошедшей от дел, злоумышленники крадут ребенка. С недобрыми целями. И она тотчас отправляется в погоню, по пути раздавая всем, кто под руку попадется, мощнейших тумаков.

Такая, значит, «Заложница» по-азиатски. С постановкой рукопашных боев в лучших традициях фильмов Гарета Эванса и Тимо Тьяджанто. И совершенно никудышным всем остальным. Впрочем, этого всего остального не так уж много, и выполняет оно сугубо вспомогательную функцию. Так что не обращайте внимания и наслаждайтесь бодрым рубиловом.

Ответственные за оное, кстати, – режиссер Ле-Ван Кьет и исполнительница главной роли Вероника Нго. Оба, что характерно, после «Фурии» перебрались на заокеанские стриминги: первый отметился недурным фэнтези-экшеном «Принцесса» и убогим шарксплотейшеном «Тропический шторм». Вторая лично срежиссировала приквел «Фурии», а также отметилась ролями в «Пятеро одной крови» Спайка Ли и «Бессмертной гвардии» с Шарлиз Терон. 

«Багровая морда» (2023)

Так, а что там у вьетнамцев по хоррорам? А по хоррорам у них примерно все то же, что и в других странах региона. То есть преимущественно однообразная мистика по мотивам фольклора, со злыми духами, мстительными призраками и вредными демонами. Однако нет-нет да попадается что-нибудь из ряда вон. «Багровая морда», как уже понятно из названия, как раз такое. Даром что тоже про вредного демона. Но не простого, а в обличье собаки. Белой собаки с красным носом. Которая терроризирует семью, промышляющую разведением собак на убой и продажей собачьего мяса.

Да, у нас как-то поедание собак обычно ассоциируется с Кореей. Но на самом деле корейцы-то собак уже не едят почти. Тогда как вьетнамцы – главным образом проживающие вдалеке от городов, – трескают за милую душу. В свете чего возникает соблазн заподозрить в фильме «Багровая морда» агитку за отказ от употребления в пищу четвероногих друзей. И действительно, в нем зрителю недвусмысленно намекают, что иногда ты ешь собаку, а иногда собака ест тебя. Поэтому, мол, во избежание второго разумнее первого также избегать.

Вместе с тем нетрудно заметить, что все беды, преследующие героев, в частности – стращания одновременно смехотворными и жуткими демоническими собакочеловеками и нападения одержимых собакодемоном полузомби случаются с ними вовсе не из-за их кулинарных предпочтений. А из-за того, что такие уж они нехорошие люди. С гнильцой. И к своим родным относятся подчас даже хуже, чем к собакам. Получается слегка противоречивый как будто посыл: собак лучше все-таки не есть, но если очень хочется, то ладно (культурный обычай как-никак), а вот к ближним следует все же быть добрее, чтобы не злить собачьего демона.

«Вкус» (2021)

Наконец, кое-что максимально забористое. Лютейше отбитый артхаус, взявший в 2021 году на Берлинале специальный приз жюри в рамках программы Encounters, которая была учреждена с целью концентрации всего лютейше отбитого. Или, говоря языком официальных пресс-релизов, «эстетически и структурно смелого». Спустя несколько лет программу свернули, но это уже другая история. Для нас сейчас важно отметить, что даже среди специально отобранных эстетически и структурно смелых работ «Вкус» сильно выделялся как эстетикой, так и структурой.

С одной стороны, в фильме вроде бы все понятно более или менее. Но что именно понятно – непонятно совсем. Условно главный герой – нигерийский футболист, выступавший за вьетнамский клуб, но из-за травмы отчисленный и вынужденный работать и жить в парикмахерской. В какой-то момент он сходится с четырьмя немолодыми и некрасивыми вьетнамскими женщинами, трудящимися, кажется, на производстве аэростатов, и поселяется с ними в то ли заброшенном, то ли недостроенном бетонном здании с голыми стенами и в принципе отсутствующим интерьером.

Это практически полное описание событийной, так сказать, части. Фильм во всех аспектах предельно минималистичен. В нем нет ни драматургии как таковой, почти нет диалогов, нет даже сцен. Вместо них череда статичных планов, в которых действующие лица занимаются чем-то произвольным. Готовят еду, едят еду, взвешивают свинью, обнимают свинью, сношаются без видимого удовольствия, осуществляют непостижимые манипуляции с огромной рыбиной, моют друг друга, катаются на мотоцикле, ведут беседы в одностороннем порядке (то есть диалогом это назвать нельзя), рассматривают ползающих по гениталиям улиток и так далее. Ах да, и занимаются они всем этим в абсолютно голом виде.

Не исключено, что и смелая структура, и не менее смелая эстетика «Вкуса» обусловлены какой-то концепцией. Или еще чем-нибудь обусловлены. Во всяком случае, изредка, но все же звучащие с экрана реплики позволяют это предположить. Тот же нигерийский экс-футболист изрекает, например, такое глубокомысленное суждение: «Мир – это не односторонняя улица. Человек должен думать о том, в какую сторону он движется. Всегда может оказаться, что есть путь лучше». То есть при желании можно постараться додумать или додуматься, о чем это кино. Но куда более ценным оно видится в качестве чистого кинематографического опыта. Опыта сродни испытанию на прочность, но все же небезынтересного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Из многих»: Нападение вегетарианцев из открытого космоса

Ученые принимают отправленный откуда-то из глубин космоса сигнал, в котором, как вскоре выясняется, зашифрован вирус. Они, не будь дураки, этот…

47 минут назад

Кожа да кости: Недооцененное величие «Сынов анархии»

Любовь к мотоциклам не отпускает Курта Саттера: cоздатель «Сынов анархии» работает над новым сериалом о байкерах с Джейсоном Момоа в…

6 часов назад

Александр Велединский возглавил жюри фестиваля «Зимний»

Организаторы открытого российского фестиваля авторского кино «Зимний» представили состав жюри этого года. Возглавит его Александр Велединский, режиссер таких фильмов, как…

21 час назад

Добрые фильмы Ивана Соснина

Иван Соснин родился на Урале: до подросткового возраста он жил в Кировграде Свердловской области, а школу оканчивал в Невьянске, –…

1 день назад

Российский художник работает над аниме Хидео Кодзимы

Студия Kojima Productions в рамках Disney+ Originals Preview анонсировала аниме-сериал Death Stranding Isolations (название пока рабочее), основанным на видеоигре Хидео…

1 день назад

«Искупление»: Сергей Безруков против сил зла

Ветеран русско-турецкой войны 1877–1878-го (Сергей Безруков), пороху изрядно нюхнувший и супостатов немало положивший, возвращается в родные пенаты. Представляющие собой избушки…

1 день назад