Рассказываем о вкладе наших коллег в историю мирового кинематографа.
Название нашего издания, так или иначе, отсылает к непростой профессии исследователя. Репортеры, корреспонденты, фотографы – иногда единственная связь с реальностью, которая недоступна обывателю из-за географических и политических ограничений. Хотя порой это лишь охотники за скандальными подробностями. И все-таки журналистика – настолько важная работа, что кинематографисты регулярно обращаются к ней за вдохновением. Какую роль сыграли наши коллеги на большом экране, читайте в расследовании «КиноРепортера».
В XXI веке журналистика в кино стала синонимом громких расследований, политических и криминальных. Совсем недавний пример – мгновенно покоривший зрителей сериал «Нулевой пациент» (2022), где его режиссер Евгений Стычкин исполнил роль репортера. Тот расследует причины эпидемии неведомого советским врачам ВИЧ, вспыхнувшей в 1988-м в Элисте. Журналист встает перед непростым выбором: промолчать или опубликовать правду о происходящем, поставив на кон не только карьеру, но и свою жизнь.
Примерно о том же рассказывает основанный на реальных событиях фильм «В центре внимания» (2015), где команда репортеров раскрывает преступления католических священников, в которые сложно поверить. Драма Тома МакКарти получила два «Оскара» – за лучший фильм и оригинальный сценарий.
Однако представители прессы далеко не всегда были у кинематографистов положительными героями. Собственно, первый в истории кино репортер – в короткометражке Генри Лермана «Зарабатывая на жизнь» (1914), где, между прочим, дебютировал Чарли Чаплин, – предстал пронырой и негодяем. Он крадет камеру со снимками автомобильной аварии, пока другие пытаются спасти пострадавшего водителя, и, чтобы получить плату за «работу», заявляет, что фотографии принадлежат ему.
Надо сказать, что образ равнодушного циника, готового на что угодно ради денег, на протяжении последующего столетия появлялся в кино далеко не раз, чем способствовал укреплению в массовом сознании негативного отношения к прессе. Такими, например, были герои сразу двух совершенно не связанных между собой фильмов с названием «Стрингер» (так называют внештатных корреспондентов – КР): Павла Павликовского 1998 года с Сергеем Бодровым-младшим и Дэна Гилроя 2014-го с Джейком Джилленхолом. И все же после дебюта Чаплина мировой кинематограф какое-то время обходил журналистов стороной.
В 1930-е репортеры были героями комедий. Фильмы «Первая полоса» (1931) Льюиса Майлстоуна и «Ничего святого» (1937) Уильяма А. Уэллмена ставили своих героев в неудобное положение, иронизируя над специфическими особенностями профессии. Но в 1940-е ситуация изменилась благодаря Альфреду Хичкоку и его шпионскому триллеру «Иностранный корреспондент» (1940). Герой фильма мастера саспенса, американский журналист Джон Джонс, отправляется в Европу накануне войны, чтобы собрать информацию о голландско-бельгийском договоре.
Затем в прокат вышла культовая картина Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941) о тайне медиамагната – там вновь появился образ предавшего законы журналистики репортера, который ради карьерного роста обратился к желтой прессе и погрузился в политические игры. Иронично, что спустя годы однофамилец героя Хантер С. Томпсон основал новое течение – максимально субъективную гонзо-журналистику, за что получил Пулитцеровскую премию. Его образ на экране увековечил Терри Гиллиам, сняв «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) с Джонни Деппом в главной роли.
Что важнее, 1940-е оказались переломным моментом для журналистики по другую сторону океана. Советские военные операторы Иван Майский и Лев Альперин сняли документальную картину «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), которая получила первый в истории СССР «Оскар». Но дело было совсем не в награде. Этот фильм стал данью подвигу военкоров Великой Отечественной войны, которые рисковали жизнью наравне с бойцами. Нередко им приходилось брать в руки оружие, заменять погибших командиров. Большинство из них получили ранения, каждый второй – тяжелые, десятки корреспондентов погибли. Но их имена вошли в историю мировой журналистики.
В далеком 1942 году студенты ВГИКа вместо того, чтобы эвакуироваться, отправились на фронт освещать ужасающие реальные события. Их документальные репортажи стали основой уникальной документальной ленты, ведь снятую на пленку правду никто оспорить не может. Их истории посвящен российский игровой фильм Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» (2022), где Антон Момот исполнил роль Альперина, а Тихон Жизневский сыграл Майского.
После Второй мировой войны в Голливуде журналист стал героем нуара. Фильмы «Звонить Нортсайд 777» (1948) Генри Хэтэуэя и «Криминальная полоса в прессе США» (1952) Ричарда Брукса превратили репортера в борца за справедливость в жестоком и равнодушном мире. Провалы в работе судебной системы и гангстерские разборки – все эти социальные проблемы стали главными темами простого корреспондента.
Хотя встречались и совсем другие персонажи. Например, в картине «Римские каникулы» (1953) Уильяма Уайлера журналист предстает настоящим романтическим героем. Джо Брэдли в исполнении очаровательного Грегори Пека поначалу настроен опубликовать сенсацию о сбежавшей из дворца принцессе Анне (Одри Хепберн). Но в конце концов помогает ей вернуться к своим великосветским обязанностям – без скандала и провокаций.
С началом войны во Вьетнаме в 1955-м на ТВ появились трансляции репортажей с фронта, и тема журналистики в игровом кино отошла на второй план. Удивительно, но образ военкора на той позорной для США войне так и не нашел должного отражения на экране. Или как раз неудивительно?
Тем временем советский кинематограф сделал репортера главным героем привычного драматического сюжета и поставил в один ряд с другими профессиями, которые служат лишь отправной точкой для развития сюжета. В 1948-м в прокат вышла лента «Драгоценные зерна» Иосифа Хейфица и Александра Зархи. Главная героиня, студентка Антонина Уварова, в качестве дипломного задания должна выпустить несколько номеров выездной районной газеты. Работа журналиста, в которой девушка поначалу допускает ошибки, словно увеличительное стекло, высвечивает главные проблемы местных жителей. В итоге Антонина открывает правду, спасает драгоценные зерна и, конечно, находит любовь.
Спустя десятилетие вышел фильм Анатолия Граника, где молодая журналистка, напротив, едет в большой город, чтобы устроиться на постоянную работу. Но «Наш корреспондент» (1958) не предполагает притчевого формата и поучительного финала. Это простая история девушки Тани, для которой работа в газете – часть повседневной жизни, фон, на котором разворачиваются самые разные события.
А между тем всего через пару лет в европейском кинематографе начались большие перемены. Во Франции расплескалась «новая война», которую подняли как раз журналисты и кинокритики, решившие перейти от слов к делу. А в Италии кинематограф в это же время хоронил «закопавшийся в грязное белье» неореализм. На границе десятилетий вышла культовая лента Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960) о светском репортере Марчелло, который медленно выгорает, проводя дни и ночи в кругу аристократов.
Именно в этой картине появился персонаж, важный не столько для кино и журналистики, сколько для поп-культуры в целом. Речь о неприятном типе – фотографе Папараццо, чье имя уже давно стало нарицательным. Папарацци, вечно влезающие в чужую личную жизнь, за более чем 60 лет, прошедших с премьеры фильма Феллини, не только не исчезли, но стали еще беспардоннее.
Тему безразличного наблюдения за чужой судьбой поднял и Микеланджело Антониони в «Фотоувеличении» (1966) и ленте «Профессия: Репортер» (1975). А в 1973-м Вим Вендерс снял роуд-муви «Алиса в городах», где журналист Филип уже бессильно критикует свою профессию.
В Советском Союзе гражданские журналисты редко попадали в кадр: большинство сюжетов было так или иначе связано с военными действиями. Так, драма «Живые и мертвые» (1963) Александра Столпера, основанная на одноименной повести Константина Симонова, стала одним из важнейших киновысказываний о войне. Главный герой, военкор Иван Синцов (Кирилл Лавров), в числе первых отправляется на фронт и своими глазами видит события, способные свести с ума кого угодно. После череды вражеских наступлений Синцов отказывается от работы репортера и идет на фронт рядовым. Его поступок формирует совершенно новый взгляд на журналистику: образ беспристрастного наблюдателя исчезает с экранов.
В 1976 году в прокат вышла лента Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (снова по повести Симонова). В центре сюжета – писатель Василий Лопатин (его роль стала одной из лучших в карьере Юрия Никулина), попавший на фронт в качестве военного корреспондента. Как признавался режиссер, его целью было снять фильм «против фальши о войне на экранах».
А в 1986-м Юрий Марухин снял детективный триллер «Человек, который брал интервью» о журналисте Алексее Русанове, который во время работы в Афганистане обнаруживает, что ЦРУ распространяет неизлечимый вирус. В основу картины легли события, произошедшие с реальными людьми. Один из них – советский международный журналист Александр Каверзнев – действительно скончался от неизвестного заболевания вскоре после командировки в Афганистан. Другой – соавтор сценария Иона Андронов – тоже работал международником: ему довелось брать интервью у профессора Дэвида Нэллина, руководившего вирусологическими исследованиями в Пакистане.
Иногда советский кинематограф позволял репортеру быть обычным человеком со своими страстями и недостатками. Например, в картине Сергея Герасимова «Журналист» (1967) герой предстал амбициозным карьеристом. После долгой работы с письмами читателей Юрий Алябьев почти получает перевод в международный отдел, но волею судьбы (точнее, начальника отдела корреспонденции) оказывается в провинциальном городке и вынужден разбираться с жалобами местной жительницы. В конце концов Алябьев не только выясняет правду, но добивается повышения и обретает настоящую любовь. Фильм получил главный приз ММКФ – редкий случай, когда драма о журналисте удостоилась столь высокой награды.
Параллельно и Голливуд возвратился к теме журналистики, но теперь эта профессия оказалась прочно связана с политикой. Яркий пример – фильм Алана Пакулы «Вся президентская рать» (1976). В его основу легла книга журналистов Washington Post Боба Вудворда и Карла Бернстейна, которые расследовали Уотергейтский скандал. Их работа привела к отставке президента США Ричарда Никсона и полной потере народного доверия к властям.
Тогда же, в 1970-х, с классическим образом репортера в кино начали конкурировать тележурналисты. Телевизор был в каждом доме, росло влияние новостных агентств. И в 1976-м Сидни Люмет снял «Телесеть» – жесткую сатиру на американское телевидение. Главный герой — ведущий новостей Говард Билли – узнает, что вскоре его уволят из-за низкого рейтинга шоу. Он переживает нервный срыв и в прямом эфире обещает покончить с собой, что приводит к большому скандалу. В основу фильма легла реальная история телеведущей Кристин Чаббак, которая покончила с собой в прямом эфире в 1974 году (кстати, в 2016-м вышел байопик «Кристин» с Ребеккой Холл в главной роли).
Не менее яркий, но не самый приятный образ тележурналиста продемонстрировал Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит» (1979). Персонаж Юрия Васильева, с одной стороны, воплощает успешного человека: Рудик молод, красив, работает в «Останкино». С другой – он бросает беременную героиню, когда узнает правду о ее низком социальном статусе. Спустя годы он возвращается в жизнь Катерины, чтобы взять у нее интервью как у директора предприятия, но теперь выглядит жалким неудачником.
Жизнь по ту сторону экрана недоступна зрителям и потому интригует. К теме тележурналистики обращались самые разные режиссеры: Дэвид Линч («В прямом эфире», 1992), Джордж Клуни («Доброй ночи и удачи», 2005), Роджер Митчелл («Доброе утро», 2010) и многие другие. А такие сериалы, как «Служба новостей» (2012–2014), «Самый громкий голос» (2019) и «Утреннее шоу» (2019–…) стали популярнее своих прототипов. Их герои из небожителей или антигероев-папарацци превратились в обычных людей с успехами и проблемами, пусть и с интересной профессией.
В начале XXI века российский кинематограф вернул журналиста в строй. Филипп Янковский снял драму «В движении» (2002), где главный герой наследует сладкую жизнь Марчелло из одноименного фильма Феллини. Вот только это не ремейк и не аналог. Репортер на границе 1990-х и 2000-х был едва ли не главным действующим лицом в стремительно трансформирующейся российской культуре – и жил на полную катушку. Вот и персонаж Константина Хабенского постоянно находится в движении: из кровати в кровать, от сенсации к сенсации, между успехом и трагедией.
Но иногда в поисках сенсации можно забраться слишком далеко, как, например, героиня триллера Дениса Нейманда «Жесть» (2006). Журналистка в исполнении Алены Бабенко отправляется в психиатрическую клинику, чтобы взять интервью у маньяка, однако тот сбегает и заодно заставляет побегать героиню. Быть может, в этом фильме репортер играет лишь роль незадачливого участника игры на выживание. Но теперь, спустя 15 с лишним лет, у насильников берут публичные интервью с миллионами просмотров, а убийцы становятся главными героями многочисленных популярных сериалов.
С обострением политической обстановки стало появляться все больше фильмов о военкорах. За игровыми фильмами – «Тысячу раз спокойной ночи» (2013) Эрика Поппе и «Громче, чем бомбы» (2015) Йоакима Триера – последовали байопики «Репортерша» (2015) Гленна Фикарры и Джона Рекуа о тележурналистке Ким Бейкер и «Частная война» (2018) Мэтта Хейнемана о Мэри Колвин, освещавшей события войны в Сирии.
Российский кинематограф тоже сделал журналиста обязательным участником событий, проводником для зрителя, который ведет в самую гущу происходящего. Среди ярких примеров – Юлия Пчелкина (Любовь Аксенова) в кинокомиксе Олега Трофима «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021). Эта отважная девушка оказывается едва ли не единственным репортером, который засвидетельствовал преступление десятилетия.
Журналистика и кинематограф оказались плотно переплетены: общественные скандалы, политические события, криминальные хроники и военные действия попадают в фокус корреспондентов и режиссеров одновременно. В конечном счете задача у кино и репортера одна: рассказать правду и напомнить о самых важных вещах.
Комментарии