Сегодня Милен Фармер – 60. Цифра просто невероятная, но, если подумать, значения она совершенно не имеет. Потому что певица, актриса и композитор существует вне рамок и ограничений, и отнести ее деятельность исключительно к музыкальной сфере не получается. Но не будем портить историю скучным перечислением: давайте просто погрузимся в полное кинематографической эстетики и философских отсылок творчество Фармер.
На самом деле, Милен (Готье) Фармер не планировала быть певицей. Сначала девушка увлеклась конным спортом, затем, бросив лицей на последнем курсе, отправилась покорять Париж. Там были занятия по актерскому мастерству, работа моделью, первые пробы – но не роли. Удивительно, но артистичная и яркая, она не нашла себя в кино (или кино не нашло ее, это уж как посмотреть). Зато весь мир был рад обрести в лице Милен невероятного исполнителя. Недаром ее называют французской Мадонной, хотя это сравнение чуть нивелирует самобытность творчества Фармер.
В 1984 году она прошла прослушивание у Лорана Бутонны, который искал исполнительницу для одной из своих песен, и с тех пор эти двое в нерушимом творческом союзе создают музыку, тексты, сценарии для роликов и выступлений.
Так или иначе, она взялась за музыку. А за ней неотрывно последовали музыкальные видео, которые язык не поворачивается назвать клипами: настолько они выверены и продуманы. Каждый ролик – отдельный короткометражный фильм, и запоминаются они не хуже, чем синглы певицы. При этом кино осталось неотрывной частью ее жизни: псевдоним Фармер певица использовала как дань уважения актрисе Фрэнсис Фармер (1913-1970), а съемками видеороликов к ее композициям нередко занимаются именитые режиссеры.
В творчестве Фармер на самом деле много отсылок к кинематографу: певица явно вдохновляется эстетикой кино, его историей, некоторыми особенностями. Порой она примеряет на себя сразу несколько ролей в одном и том же сюжете, регулярно сама пишет сценарии и продюсирует ролики.
Например, видео к песне Libertine было снято по мотивам фильма «Барри Линдон» (1975) Стэнли Кубрика. Сингл вошел в первый полноформатный альбом Фармер, выпущенный в 1986 году. Тогда же певица решила покрасить волосы в рыжий, что резко выделило ее среди других артисток: тот самый случай, когда прическа предопределяет карьеру и становится визитной карточкой.
Ах, да, и в этом видео Фармер появилась обнаженной, что сильно повлияло на успех и узнаваемость ролика, а вместе с ним и песни. Удачный ход, который и в кино нередко встречается. Более того: у клипа Libertine есть сиквел, который длится 17 с лишним минут. Что ж, Милен всегда умела эпатировать публику – если не откровенными сценами, то весьма двусмысленными текстами песен.
Ролик Que Mon Coeur Lâche (1992) снял Люк Бессон. Подумать только: еще 2 года – и «Леон»! На самом деле, клип, который выглядит как фильм – нормальная практика для 1990-х, и все-таки долгая завязка без музыки, предваряющая саму песню, – явление необычное.
Добрались! California – отдельная история в жизни каждого, особенно если речь про Милен Фармер, особенно если учесть, как круто она изменила свою жизнь в середине 1990-х. После того, как фильм «Джорджино» Лорана Бутонна с ее участием провалился, певица переехала в США, где резко сменила амплуа.
Фармер вдохновилась фильмом «Опасные игры» (1993) с Мадонной в главной роли и выбрала в качестве режиссера для своего нового ролика Абеля Феррару. Мало того, что певица предложила ему внушительную сумму $200 тыс за съемку 3-минутного видео, так она еще участвовала в создании сценария. Длительность в итоге изменилась, а сюжет дополнился, так что California стала тогда самым дорогостоящим клипом года.
Феррара был очень удивлен и смущен настойчивостью певицы, которая взяла инициативу в свои руки и самостоятельно вела переговоры. Впоследствии он говорил, что «очень уважает профессионализм Фармер».
Тони Чин снимает национально ориентированные боевики, от «Ведьмы из Непала» (1986) и «Обнаженного оружия» (2002) до «Нефритовой династии» (2019). Казалось бы, он-то тут при чем? Но, кажется, с Фармер работали кинодеятели со всей планеты, и китаец Чин не исключение: он снимал для певицы ролик L’Âme-Stram-Gram в 1999-м.
Выглядит клип, естественно, как маленькая сказка: воины-захватчики на конях, главная героиня в бесконечном кимоно и магия – все как полагается. Даже длинные титры есть на фоне заходящего солнца. Но интереснее всего облик самой Фармер: она борется с врагами при помощи многометрового языка.
Отдельного упоминания заслуживает Маркус Ниспел. Он снимал музыкальные видео, пока вдруг в начале нулевых не взялся за хорроры: «Техасская резня бензопилой» (2003), «Пятница, 13» (2009) – ну вы поняли. А с кем только Ниспел не работал: Арета Франклин, Мэрайя Кэри, Билли Джоэл…
Но в далекие 1990-е он снял для дивы аж 4 клипа. В 1995-м были XXL и L`instant X, в 1996-м – Comme J’ai Mal и, наконец, в 1999-м – Souviens-toi Du Jour. Каждый из роликов Ниспела для певицы получился чувственным, откровенным, полным эротизма – хотя когда у Фармер бывало иначе?
Следующий в списке – Майкл Хауссман. Он снял клип Optimistique Moi в далеком 2000-м, и раньше был замечен только за съемками музыкальных роликов для Шакиры, Мадонны, Бритни Спирс и других поп-исполнителей. Но в этом году – внезапно – выпустил боевик «Край света», где главную роль исполнил Доминик Монахэн.
Этот клип рассказывает историю своеобразного освобождения: сначала главная героиня едва балансирует на шаре, с ужасом озираясь на паноптикум, ее окружающий. А когда ее помещают в ящик, который активно шпигуют саблями, она оказывается – мысленно или в действительности – очень далеко от этого жуткого цирка.
Крис Суини снял ролик к песне Фармер Oui Mais… Non в 2010-м. Ранее он занимался исключительно музыкальными видео, а теперь перебрался в телеиндустрию, выпустив, например, «Лжеца» (2017–2020). Похоже, это стандартная тенденция для кипмейкеров: на счету Суини сотрудничество с Лили Аллен, Робби Уильямсом, Софи Эллис Бекстор и даже Ланой Дель Рей (Young and Beautiful).
Oui Mais… Non – редкий случай видео, когда на первый план выходит не сюжет (его здесь, можно сказать, нет вовсе), а почти геометрические движения танцоров и цветовая схема, приближенная к монохромной. Визуальная эстетика – отличительная черта каждого из клипов Фармер.
А вот и еще одно громкое имя! Оливье Даан, поставивший «Жизнь в розовом цвете» (2007) и «Принцессу Монако» (2014), тоже не прошел мимо: он снял для певицы ролик Bleu Noir (2011). Что интересно, на его счету также клипы к песням группы The Cranberries: Salvation, Promises и другие. Кстати, он же и Lady Noir (2008) снимал, весьма занимательный рекламный ролик Dior в жанре триллера с Марион Котийяр в главной роли. Правда, в данном случае драматургию разбирать не приходится…
Клип на песню City of Love (2015) снимал Паскаль Ложье. В узких кругах он широко известен натуралистичным и жестоким фильмом «Мученицы» (2008), а также недавней «Страной призраков» (2017), где Фармер исполнила одну из главных ролей. Критики встретили ее игру довольно тепло, однако певица не спешит связать свою жизнь с кино.
Сюжет ролика обыгрывает противостояние небесного и земного (частая тема творчества Фармер), причем в довольно причудливой форме. Певица предстает в роли эдакой химеры, неведомого существа, похожего на ангела и демона в равной мере. Но, конечно же, центральная тема песни и клипа – любовь, ее поиски. Картинка дополняет текст песни, и если поначалу возникает диссонанс между обликом существа на экране и жаждой человеческого чувства в тексте, то в итоге становится неважно, кто перед нами, и остается только созидающее чувство.
Агусти Вильяронга, чей фильм «Чрево моря» снискал признание критиков на ММКФ в этом году, снимал для Милен клип на песню Fuck Them All. Игра черного и белого весьма узнаваема, как и философские вопросы, которые Фармер поднимает в песне: похоже, Вильяронга за другое кино не берется.
И снова в центре внимания – некое неконкретное общество, которое портит саму суть любви и отвращает от нее людей. Текст, конечно же, можно трактовать по-разному, но от заглавной фразы никуда не уйдешь: при том, что песня спета на французком, в припеве не раз повторяется англоязычное «Пошли они к черту». Секс, любовь, вера, война регулярно всплывают в песнях Фармер, но этот конкретный случай выглядит как сублимированный гимн разозлившейся Dèsenchantèe (фр. разочарованная).
Удивительно, но после «Джорджино» (1994) в большом кино Милен Фармер появилась только спустя 20 с лишним лет: в той самой «Стране призраков». Озвучку мультфильмов франшизы «Артур и минипуты» мы в расчет не берем: с ее сказочным голосом это совсем не удивительно.
Также в этом году Фармер вошла в состав жюри Каннского кинофестиваля и, как всегда, была прекрасна в своих эпатажных нарядах.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…