«КиноРепортер» встретился с выдающимся кинорежиссером и расспросил его о творческих планах и об отношении к насилию и сексу в кино.
— Вы и раньше обращались к библейским мотивам (например, в «Самаритянке»), но в фильме «Человек, место, время и снова человек», который демонстрировался на ММКФ–2019, эти мотивы становятся основой повествования. Откуда такой интерес?
— Я не считаю, что мой фильм сделан по Библии, однако полагаю, что до определенной степени религия неотделима от человека. Конечно, я использовал некоторые христианские образы, но этот мотив не является центральным.
— В вашей работе женщины подвергаются сексуальному и физическому насилию, за что ряд критиков поспешил с обвинениями в мизогинии. В чем основной посыл картины?
— В фильме есть центральный персонаж — это героиня Мины Фудзи. Я ее называю Матерью человечества. Здесь нужно не сосредотачиваться на деталях и конкретных сценах, а отталкиваться от персонажа — от Матери всего человечества, которая подверглась насилию со стороны пятерых человек и родила ребенка от кого-то из них. Мать и ребенок — вот главная история, и говоря о насилии, нужно отталкиваться именно от этих героев. Моя картина, если говорить в двух словах, о цикличности жизни. И события, происходящие в ней, также следует рассматривать в этом контексте. Сцены изнасилований и убийств нужны не для того, чтобы кто-то наслаждался человеческими мучениями. Как вы знаете, фильм состоит из четырех частей: человек, место, время и снова человек. Первая концентрируется на человеческом — поэтому там так много насилия и страстей, потому что это присуще людям. Во второй — море исчезает, и корабль оказывается в небе — это показывает выход людей за пределы всего человеческого. В таком ключе и стоит смотреть эту картину — по частям. Наверное, я вас только еще больше запутал. (Смеется.)
— Секс и насилие встречаются во многих ваших фильмах, несмотря на то что все они посвящены разным темам.
— Секс и насилие — просто часть нашей жизни. Они существуют во всем мире для всех.
— В фильме есть несколько схожих элементов с «Мамой!» Даррена Аронофски. Вы смотрели этот фильм? Если да, то что вы о нем думаете?
— Люди часто сравнивают эти две картины и постоянно говорят мне, что они похожи. Но я считаю, что они очень разные. Понравилась ли мне работа Аронофски? Без комментариев. (Смеется.) Я знаю Даррена лично — мы с ним смотрим на человечество с разных углов. В его картине очень много религиозного. Для меня же важнее природа.
— Ваши фильмы очень популярны в России. Да и в принципе Ким Ки Дук — это, пожалуй, важнейшее имя для отечественного зрителя среди всех восточных режиссеров. Как вы думаете, почему именно в России к вашим работам такой интерес?
— Мне кажется, что в России очень много интеллектуальных людей с высоким культурным уровнем и философской базой. Я заметил, что именно российские зрители, в отличие от других стран, не просто смотрят на картинку, но видят нечто за ее пределами — то, что режиссер и пытается показать. Ну и в частности «Братья Карамазовы» перекликаются с моим фильмом «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Там есть некоторые общие моменты.
— Как вы объясните популярность корейского кино на Западе, несмотря на все его особенности?
— Я с самого начала не считал, что снимаю корейские фильмы. С первой же работы двигался в сторону кино, которое я бы назвал международным. Возможно, поэтому у меня получилось заработать репутацию на фестивалях быстрее, чем другим режиссерам из Южной Кореи. Да и не могу сказать, что чувствую какую-то особую связь с современным корейским кино. Раньше был частью развивающейся в стране кинематографии, но уже давно этого нет. Мне кажется, большинство корейских режиссеров на самом деле адаптируют или просто копируют голливудские тренды. Тех же, кто идет свои путем, — единицы. Так что я сам не считаю корейское кино лучшим в мире.
— Вы еще десять лет назад говорили, что чувствуете себя одиноким в корейском кино. Что-нибудь изменилось с тех пор?
— Единственная ниточка, связывающая меня с Кореей, — это моя мать. Два года назад она умерла. Я похоронил маму и сразу же уехал из страны. Сейчас я живу в Китае, работаю там, а также в Казахстане и других странах. Ищу новых людей, новые места и новое время. И везде нахожу партнеров, единомышленников и новых друзей. Например, в Казахстане я познакомился с двумя актрисами, мы очень быстро договорились и сняли фильм, так что все складывается просто отлично. Кроме того, в Корее сейчас большие проблемы с экологией — может быть, вы слышали про желтую пыль, а у меня есть проблемы со здоровьем — слабые дыхательные пути. Мне нужен чистый воздух, отчасти из-за этого я и переехал.
— Чем вам запомнится Москва?
— Последний раз я тут был пять лет назад и уже видел все достопримечательности, поэтому для меня самое интересное в этот приезд — люди. Я смотрю на лица, думаю о том, как вы тут живете, о чем думаете. И у меня уже зреют в голове проекты, которые бы я хотел снять в России.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…