«Киллер Джо», один из ранних спектаклей Петра Шерешевского в петербургском КТМ, с аншлагами играется уже восьмой год. Дело, пожалуй, в совокупности факторов – это и смело препарирующий человеческую природу текст Трейси Леттса, и точечное вмешательство режиссера, искусно встроившего в американскую канву безошибочную балабановщину, и блистательное актерское существование. Свою лепту вносит и камерная обстановка, благодаря которой исполнители оказываются на расстоянии вытянутой руки от зрителя.
При этом постановку сложно назвать комфортной, развлекательной или эскапистской. Напротив, она заставляет внимательно всматриваться в бездну. Более того, периодически позволяет бездне взглянуть в зал. В первую очередь глазами Джо Купера, оборотня в погонах, не просто привыкшего к рабочим ужасам, но и перенесшего их на часы собственного досуга.
«Ваши глаза причиняют мне боль», – говорит невинная во всех смыслах Дотти (Полина Диндиенко), впервые встречая циничного незнакомца. И это не фигура речи: тяжелый мрак, который сквозит во взгляде Антона Падерина, вызывает желание не просто поежиться, а энергично стряхнуть его с себя. В киноверсии, сценарий которой адаптировал сам драматург, копа-киллера играл Мэттью МакКонахи, и это, можно сказать, характерный симптом.
Но Джо – отнюдь не главное чудовище. Как минимум потому, что в нем нет живучей плотоядности, толкающей на самые аморальные поступки. Это не человек, а выродившаяся функция. Он делает то, что делает, потому, что может. И потому, что знает, что у его клиентов нет другого выбора. Страдающий от невыносимой скуки, он все равно получит все, чего пожелает, даже если небеса упадут на землю. Пускай и холодно удивится низости других.
А низость здесь вопиющая – сын (Александр Худяков) приходит к отцу (Андрей Балашов) с предложением убить собственную мать ради страховой выплаты. Сам он по уши в долгах, а потому крайнюю нужду выдает за заботу о близких: дескать, денег мало не бывает, да и сестрице, той самой Дотти, будет сподручнее жить, не заботясь о родительнице-алкоголичке.
Выразительный семейный портрет дополняет любвеобильная мачеха Криса (Наталья Вишня), которая горячее всех поддерживает его бизнес-план. Ничуть не смущает ее и то, что в качестве предоплаты надо пожертвовать ничего не подозревающей падчерицей…
Маргинальность семейки выдает сценография – по полу жилища, отделенного от зрительного зала прозрачным тюлем, щедро разбросаны пивные бутылки. Очередная осушенная баклажка – зрелищный аттракцион в исполнении Падерина – незамедлительно полетит в общую кучу, обозначив очередной виток цикла, из которого невозможно выбраться.
Почти во всю сцену выстроен помост, на котором то и дело происходят вальяжные пластические экзерсисы. Шерешевский сознательно ссылается на древнегреческие трагедии, где понятие дисфункциональной семьи было не пустым звуком, и прославленные в веках мотивы, наглядно демонстрируя контраст между высотой помыслов, пусть даже ложных, и низменными страстями. Особый, частный смысл приобретает воспроизведенное на подмостках «Сотворение Адама» – стоит только рассмотреть слово «подобие» в контексте отдельно взятой ячейки общества.
Своеобразным контрапунктом становится обнаженность мыслей и тел: духовное неразрывно связано с физическим, и последствия первого мгновенно отражаются на втором. Невероятную смелость являет собой эпизод, когда избитый до полусмерти Крис в очередной раз возвращается домой и проводит несколько минут абсолютно нагим. В этом нет ни провокации, ни эпатажа, лишь обезоруживающая, естественная честность. Она же проявляется в неловких танцевальных движениях, выдающих истинную природу человека.
И это, пожалуй, самое страшное в «Киллере Джо». Не тщательная фиксация запредельной подлости, пошлости и цинизма, а то, что вся эта бесчеловечность не мешает героям оставаться людьми. Даже оказавшись на дне, они ищут не только плотских удовольствий, но и большого светлого чувства – Джо столбенеет, принимая из рук Дотти невидимую чашку со свежесваренным кофе, и эта жесткая завороженность, не сулящая ничего хорошего, не может не тронуть. Брат с сестрой наивно мечтают о новой жизни, несмотря на кромешный ужас вокруг, и их надежда пульсирует в обманчиво жизнеутверждающем грохоте Don’t Speak – потому что слова, как известно, только все портят.
В редких секундах единения действительно проскакивает что-то искреннее, светлое, мимолетное. Но они именно что неудержимы. И монолог про кроликов, подхвативших бешенство, – его Крис рассказывает псевдоотвлеченно, словно ничего не значащий эпизод, – звучит даже не метафорой всего спектакля, а оглушительным диагнозом, выходящем далеко за пределы зрительного зала.
Неожиданные признаки другой жизни, далекой от техасских реалий, поначалу воспринимаются исключительно как комедийные рычаги. Но юмора, в том числе черного, в пьесе Леттса хватает и без того. И с каждым новым упоминанием – скажем, челночной сумки на вокзале, – или даже физическим атрибутом, вроде красной гвоздички, неуклюже принесенной на свидание, происходящее приобретает знакомые очертания, а косность чужого языка постепенно отступает.
Глобально меняется и оптика, и эта трансформация, в которой при жгучем желании можно заподозрить оскорбление чьих-нибудь чувств, производит парадоксальный эффект. Она одновременно доводит градус абсурда до зашкаливающих значений – где еще увидишь киллера, горланящего Буланову? – и масштабирует происходящее. С одной стороны, приближая его к зрителю, без труда считывающему страстный привет «Грузу 200», а с другой – окончательно закрепляя за радикальным на первый взгляд сюжетом статус универсального.
Аналогично работают сцены, стилизованные под сумасшедшее ток-шоу. Подвешенная детективная интрига наконец проясняется, но присутствующим задается новый вопрос: обернулись они строгими судьями или невольными соучастниками, которых на скамью подсудимых привело любопытствующее бездействие?
В зрительном зале выносится и решающее слово. Решающее действие, правда, остается за жертвой, но восстановления вселенской справедливости по ту сторону занавеса не происходит. Впрочем, в историях, где процентное соотношение людей и уродов крайне неравномерно, так обычно и бывает.
Грядущие новогодние каникулы обещают стать рекордно прибыльными для кинопроката. Такой оптимистичный прогноз сделала директор по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема…
Американский актер Иэн Армитедж, известный главным образом ролью молодого Шелдона Купера в сериале «Детство Шелдона», поделился в запрещенной соцсети своими…
Многие в юности уединялись в своих комнатах, чтобы бренчать на гитаре, прятаться от бесконечных телефонных звонков и искать вдохновение в…
Ремейк – дело тонкое, и мы часто ругаем фильмы, которые задействуют неоригинальный сюжет: ведь кажется, что новых идей по сравнению…
Этот материал посвящается всем, у кого в печенках сидит засилье рождественских ромкомов, сентиментальных мелодрам и придурковатых комедий (классических и современных).…
Он хорошо знаком отечественному зрителю: 20 лет назад актер засветился в хите «Адъютанты любви», затем грянули «Сладкая жизнь» и «Мажор»,…