«Кибердеревня» – пожалуй, одно из самых ярких явлений во всей русской культуре за последние годы. Причем речь даже не столько о самом сериале, который сейчас выходит, и не о тех вирусных роликах, из которых он вырос. В первую очередь необходимо выделить саму концепцию, лежащую в основе «Кибердеревни», – берчпанк так называемый, или березкопанк, если проще, побратим киберпанка, стимпанка и прочих разных «панков».
На самом деле что-то подобное пытался нащупать еще в прошлом десятилетии шведский художник Симон Столенхаг, соединяя в своих одновременно уютных и тревожных работах буколическую эстетику с огромными человекоподобными роботами и тому подобными футуристическими штуками. Наверняка вы эти картинки где-нибудь на просторах интернета встречали. По ним еще потом целый сериал сняли (не особо удачный) – «Рассказы из Петли».
Создатели «Кибердеревни» тоже примерно от этого пляшут, но куда более, скажем так, осмысленно. Берчпанк – это ведь не столько про внедрение сайфай-технологий в посконный сельский быт шутки ради, сколько про вечный поиск сермяжной правды, сосредоточенный в определенной области. Где-то между «в России за 10 лет меняется все, а за 200 лет ничего» и «Россия – страна победившего киберпанка».
Объединив эти два расхожих и, как ни крути, до некоторой степени справедливых суждения и экстраполировав результат на далекое будущее, получаем, собственно, то, что раньше можно было видеть на YouTube-канале birchpunk, а теперь – в сериале «Кибердеревня». А именно – беззлобную сатиру, напитанную щемящей сердце светлой тоской и ностальгическими отсылками, в изобретательном и визуально богатом фантастическом антураже. И как такую прелесть не полюбить?
Понятно, что стяжавшие искреннюю всенародную любовь скетчи про фермера Николая, фрактальные кукумберы, «Ижевск Дайнемикс» и космопоезд рано или поздно должны были вырасти во что-то большее. Поэтому новость о том, что популярное веб-шоу конвертируют в полноценный сериал, была воспринята общественностью с немалым воодушевлением. Единственное, что могло вызывать опасения, это неизбежная смена формата.
Судя по первым эпизодам «Кибердеревни», если такие опасения у кого-то и были, то они оказались напрасными. Все, что было хорошего в тех коротеньких мокьюментари-зарисовках, бережно сохранено, кратно приумножено и приспособлено к несложному, но ладному сюжету в жанре роуд-муви. В центре которого упомянутый фермер Николай и жадный директор корпорации «Ижевск Дайнемикс», чье сознание вследствие стечения обстоятельств переселилось в мелкого дроида с голосом Сергея Бурунова.
Вместе им нужно облететь всю Солнечную систему, чтобы первый смог вернуть себе ферму на Марсе, а второй – свое жирное человеческое тело. В процессе, как водится, им предстоит крепко притереться друг к дружке и вынести какие-то моральные уроки. Ну а для нас это означает в первую очередь возможность понаблюдать за расширенной и углубленной вселенной космической России будущего. Спойлер: выглядит она все еще почти так же, как Россия настоящего, только с голограммами, межзвездными полетами и бабушками на реактивной тяге.
Такой взгляд может показаться несколько пессимистичным, но вообще есть в этом и что-то обнадеживающее. Перенося в будущее проблемные атрибуты настоящего, «Кибердеревня» нас с этим будущим как бы примиряет. Делает его из туманно-неведомого близким и родным. Хоть и трудно себе в том признаться, а все же приятно воображать, что и через сто лет никуда не денутся «Буханки», исписанные фломастерами лифты и хамоватые продавщицы билетов на железнодорожных станциях. Разве что «Буханки» станут летающими, лифты – космическими, а продавщицы – виртуальными. Если так, то, может, тогда и мы тоже никуда не денемся, а просто станем немного лучше.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…