Как мокьюментари-шоу про роботов и фрактальные кукумберы переродилось в новом формате.
«Кибердеревня» – пожалуй, одно из самых ярких явлений во всей русской культуре за последние годы. Причем речь даже не столько о самом сериале, который сейчас выходит, и не о тех вирусных роликах, из которых он вырос. В первую очередь необходимо выделить саму концепцию, лежащую в основе «Кибердеревни», – берчпанк так называемый, или березкопанк, если проще, побратим киберпанка, стимпанка и прочих разных «панков».
На самом деле что-то подобное пытался нащупать еще в прошлом десятилетии шведский художник Симон Столенхаг, соединяя в своих одновременно уютных и тревожных работах буколическую эстетику с огромными человекоподобными роботами и тому подобными футуристическими штуками. Наверняка вы эти картинки где-нибудь на просторах интернета встречали. По ним еще потом целый сериал сняли (не особо удачный) – «Рассказы из Петли».
Создатели «Кибердеревни» тоже примерно от этого пляшут, но куда более, скажем так, осмысленно. Берчпанк – это ведь не столько про внедрение сайфай-технологий в посконный сельский быт шутки ради, сколько про вечный поиск сермяжной правды, сосредоточенный в определенной области. Где-то между «в России за 10 лет меняется все, а за 200 лет ничего» и «Россия – страна победившего киберпанка».
Объединив эти два расхожих и, как ни крути, до некоторой степени справедливых суждения и экстраполировав результат на далекое будущее, получаем, собственно, то, что раньше можно было видеть на YouTube-канале birchpunk, а теперь – в сериале «Кибердеревня». А именно – беззлобную сатиру, напитанную щемящей сердце светлой тоской и ностальгическими отсылками, в изобретательном и визуально богатом фантастическом антураже. И как такую прелесть не полюбить?
Понятно, что стяжавшие искреннюю всенародную любовь скетчи про фермера Николая, фрактальные кукумберы, «Ижевск Дайнемикс» и космопоезд рано или поздно должны были вырасти во что-то большее. Поэтому новость о том, что популярное веб-шоу конвертируют в полноценный сериал, была воспринята общественностью с немалым воодушевлением. Единственное, что могло вызывать опасения, это неизбежная смена формата.
Судя по первым эпизодам «Кибердеревни», если такие опасения у кого-то и были, то они оказались напрасными. Все, что было хорошего в тех коротеньких мокьюментари-зарисовках, бережно сохранено, кратно приумножено и приспособлено к несложному, но ладному сюжету в жанре роуд-муви. В центре которого упомянутый фермер Николай и жадный директор корпорации «Ижевск Дайнемикс», чье сознание вследствие стечения обстоятельств переселилось в мелкого дроида с голосом Сергея Бурунова.
Вместе им нужно облететь всю Солнечную систему, чтобы первый смог вернуть себе ферму на Марсе, а второй – свое жирное человеческое тело. В процессе, как водится, им предстоит крепко притереться друг к дружке и вынести какие-то моральные уроки. Ну а для нас это означает в первую очередь возможность понаблюдать за расширенной и углубленной вселенной космической России будущего. Спойлер: выглядит она все еще почти так же, как Россия настоящего, только с голограммами, межзвездными полетами и бабушками на реактивной тяге.
Такой взгляд может показаться несколько пессимистичным, но вообще есть в этом и что-то обнадеживающее. Перенося в будущее проблемные атрибуты настоящего, «Кибердеревня» нас с этим будущим как бы примиряет. Делает его из туманно-неведомого близким и родным. Хоть и трудно себе в том признаться, а все же приятно воображать, что и через сто лет никуда не денутся «Буханки», исписанные фломастерами лифты и хамоватые продавщицы билетов на железнодорожных станциях. Разве что «Буханки» станут летающими, лифты – космическими, а продавщицы – виртуальными. Если так, то, может, тогда и мы тоже никуда не денемся, а просто станем немного лучше.
Комментарии