Дерзкий танцор, узник Алькатраса, человек-невидимка и другие роли, которые невозможно забыть.
8 июля исполняется 65 лет без преувеличения культовому артисту Кевину Бейкону. Однако подойди к случайному прохожему на улице и спроси, какая роль Бейкона ему милее всего, – и едва ли внятного ответа дождешься. Поскольку по уровню широкой, народной популярности Кевин – не Джонни Депп и не Брэд Питт. Поэтому-то мы и намерены познакомить вас с неординарными и незабываемыми ролями Бейкона, благодаря которым вы влюбитесь в него раз и навсегда.
«Свободные» (1984)
История танцевальных романтических драм 1980-х, которую сочными мазками написали «Танец-вспышка» и «Грязные танцы», была бы блеклой без «Свободных». Разудалый гимн юношескому бунтарству в 10 раз окупил бюджет и прославился огненным саундтреком с хитами Кенни Логгинса, Джона Мелленкампа, Бонни Тайлер и Foreigner. Но своей популярностью он в первую очередь обязан главной звезде. В борьбе за роль танцора Рена МакКормака, который ставит на уши консервативный городок в Штатах, Кевин Бейкон обошел Тома Круза и Роба Лоу и летящей походкой ворвался в сердца миллионов.
Большинство плясовых сцен, правда, актеру пришлось доверить дублерам: он не обладал нужным профессиональным опытом. Но бейконовской пластики и харизмы паренька из соседнего подъезда, с этой хулиганской ухмылкой да торчащими вихрами, оказалось достаточно, чтобы проснуться знаменитым: Кевин уже не жалел об отказе от съемок в «Кристине» по роману Стивена Кинга. Впоследствии они с супругой Кирой Седжвик воспроизвели танцы из «Свободных» для роликов в TikTok, хотя – экая досада! – актеру не удалось повторить их для рекламы M&Ms. Седжвик запретила ему даже приближаться к костюму гигантского арахиса.
«Дикая река» (1994)
Крутость Кевина Бейкона – в том, что из-за отсутствия конкретного амплуа ему с равным успехом удавались роли негодяев и хороших парней, страдальцев и мучителей, романтических персонажей и даже… самого себя (смотрели рождественский спецвыпуск «Стражей Галактики?»). И в триллере Кертиса Хэнсона «Дикая река» подобную многослойность и неоднозначность Бейкон шикарно передал в образе улыбчивого проводника Вейда, который на пару с компаньоном Терри (Джон Си Райли) помогает супружеской чете в исполнении Мэрил Стрип и Дэвида Стрэтэйрна сплавиться по бурному потоку.
Постепенно выясняется, что за безобидной наружностью Вейда таятся грязные помыслы. Ибо они с Терри – разбойники, романтики с большой дороги. А беззащитные граждане должны стать их следующими жертвами. Бейкон здесь – само коварство, воплощение хитрой изобретательности и хищной кровожадности. Так его карьера заломила любопытный вираж. Изначально Кевин мечтал зарекомендовать себя как серьезный актер за счет исполнения шекспировского репертуара. Затем стал кумиром подростков благодаря «Свободным». Однако второго Тома Круза из него не вышло – к счастью для всех нас. Ибо Бейкон обрел свое призвание как блестящий характерный артист, чье зловещее обаяние насквозь прожигает экран.
«Убийство первой степени» (1994)
В том же 1994 году Кевин Бейкон перевоплотился в жалкое и забитое существо для юридической драмы «Убийство первой степени» – не путать с более ранней судебной картиной «Адвокат для убийцы» (1988), где Бейкон тоже снялся вместе с Гари Олдманом. В «Убийстве» герой Кевина загремел в кутузку по пустяковому обвинению в мелком воровстве. Да не в простую кутузку, а в грозный Алькатрас. Где бедолага отметился еще несколькими противоправными деяниями и в итоге оказался на скамье смертников, попутно теряя остатки человеческого достоинства.
Это падение с пугающей натуралистичностью иллюстрирует Бейкон – страдания его персонажа здесь физически осязаемы. Он хромает, стенает, издает звериные рыки, прячет глаза за спутанными прядями сальных косм и рядом с благообразным адвокатом (Кристиан Слэйтер) кажется эдаким дикарем из джунглей. Но за всяким падением – на экране, по крайней мере – неизбежно следует воскрешение. С гуманистическим пафосом в фильме полный порядок, и любо-дорого смотреть, как после оглашения приговора измученное лицо узника Алькатраса озаряет робкая, но такая искренняя улыбка.
«Невидимка» (2000)
Но все-таки на злодеев Кевина Бейкона смотреть куда интереснее. В «Невидимке» Пола Верховена наш герой всласть порезвился в шкуре антагониста, который слишком далеко забрел по пути научных экспериментов. Испытав на себе любимом сыворотку невидимости, ученый Себастьян Кейн начинает потихоньку растворяться – и параллельно переходит на темную сторону силы. Быть подопытным кроликом он не желает, поэтому напяливает резиновую маску и творит сущий беспредел.
Кевин одинаково неотразим в образе фанатичного исследователя с развязными манерами рок-звезды и жуткого гомункула, гостя из тревожных ночных кошмаров (Майк Флэнаган бы одобрил). Над его врезающимся в память обликом трудилась целая команда мастеров по визуальным эффектам, потратив на это дело половину солидного бюджета $95 млн.
В прокате фильм собрал вдвое больше, однако критики дружно закидывали его гнилыми помидорами, да и сам режиссер результатом остался неудовлетворен. Зато Бейкон постарался на славу – и какая разница, что 90% времени мы не видим его реальное лицо. Большую часть съемок он провел в специальном зеленом костюме, с макияжем и линзами. Тем удивительнее, как за счет чисто движений и голоса ему удалось превратиться в кровь, плоть и скелет преступно недооцененной картины.
«Дровосек» (2004)
Самая, пожалуй, душераздирающая и провокационная роль Кевина Бейкона – совестливый растлитель малолетних из позабытой драмы «Дровосек» (постановщица Николь Кэссел позднее занималась топовыми шоу уровня «Мира Дикого Запада» и «Лучше звоните Солу»). Замкнутый тип по имени Уолтер выходит на волю после 12 лет за решеткой и возвращается в родной городок, где ему, конечно, не рады. Он неохотно идет на контакт с людьми и прячет эмоции за льдинками безразличных ко всему глаз. Но с подобным бэкграундом нельзя так просто взять и получить работу на лесопилке: прошлое рано или поздно настигнет.
Бейкон не может похвастаться располагающей к себе внешностью обаятельного рубахи-парня, хотя персонажам его нередко симпатизируешь. Но какие чувства стоит испытывать в отношении Уолтера? Презрение из-за его прегрешений? Жалость из-за нынешнего положения ненавидимого всеми изгоя? А то и вовсе подобие любви? Покорил же он коллегу с лесопилки в исполнении упомянутой Киры Седжвик, сумевшей отыскать в нем нечто светлое и прекрасное. Сложный, одновременно отталкивающий и притягательный образ. А игру Кевина так и тянет разглядывать под микроскопом на сверхкрупных планах.
«Добровольцы» (2009)
Кевин Бейкон ни разу не номинировался на «Оскара», а единственный «Золотой глобус» получил за роль в фильме, который никто не смотрел. Есть ли, спрашивается, в мире справедливость? Ответ очевиден. Тем не менее, давайте следка восстановим пошатнувшееся равновесие и вспомним этот самый фильм под названием «Добровольцы», где Бейкон сыграл принципиального подполковника Стробла (история, к слову, реальна). Он вызвался отвезти останки погибшего в Ираке солдата его родителям – только так Стробл, кабинетный работник, мог почтить память покойного.
Военная форма сидит на Кевине как влитая, да и образ невеселого служаки с жесткими чертами лица ему необычайно идет. Перевоплощение Бейкона в сурового морпеха выглядит еще более мастерским с учетом того, что рос он в пацифистской семье, и военная тематика, по признанию Кевина, «совершенно не в его генах». К тому же костюм с рубашкой так плотно облегали его тело и шею, что он с трудом двигался и не мог дождаться момента, когда уже наконец вернется к гражданской одежде. Но важное послание авторы ленты в любом случае донесли: и те, кто воюет, и те, кто ждет, не одиноки.
«Полицейская тачка» (2015)
В последние годы Кевин Бейкон ничуть не утратил продуктивности, хотя не все фильмы с его участием стоят вашего драгоценного времени. Дешевенькие триллеры вроде «Одного пути» и неказистые хорроры а-ля «Одни/их» лучше все-таки пропустить, чтобы в отличном актере не разочароваться. Но периодически в бескрайнем океане категории Б попадаются истинные жемчужины. Которые своей «бэшности» не только не стыдятся, но горделиво несут ее перед собой как знамя победы над киномейнстримом. Такова, например, «Полицейская тачка», за пару лет до «Человека-паука: Возвращение домой» поставленная Джоном Уоттсом.
По сюжету, двое пацанов решают стащить, собственно, полицейскую тачку и немного на ней погонять. Но юнцам невдомек, что принадлежит она беспощадному копу с винтажными усами, который чем-то героя Бейкона из «Добровольцев» напоминает. Та же застегнутая на все пуговицы рубашка, военная выправка, стиснутые в тонкую полоску губы. Вдобавок у копа этого хватает скелетов в шкафу (и багажнике). Так начинается жестокое противостояние детей и взрослого, заставляющее пожалеть о том, что Уоттс предпочел стезю блокбастеров неонуарным тропкам братьев Коэн. Теперь-то уже точно нет пути домой. Зато для Бейкона в его 65 новые вершины по-прежнему впереди!
Комментарии