Сериалы

«Кеша должен умереть»: Константин Богомолов продолжает критиковать российскую элиту

Как бы кто ни относился к личности и творчеству Константина Богомолова, в некоторых сугубо положительных качествах ему точно не откажешь. В последовательности, например. Все мы прекрасно помним, как он в мае прошлого года разразился обличительным текстом, вызвавшим большой переполох. Текст этот был посвящен особой касте нашего общества – зажиточным просвещенным гражданам либеральных взглядов. Тем представителям элиты, которые «исповедуют идеи демократии, равенства и справедливости», но «в глубине души презирают своих недостаточно успешных, недостаточно продвинутых, темных соплеменников».

Вот и опять Богомолов к ним обратил тяжелый взор очей своих – в сатирическом сериале «Кеша должен умереть». Правда, если тогда он рассуждал об этой привилегированной категории граждан в контексте тех изменений, которые произошли в мире 24 февраля 2022 года, то теперь решил внимательно изучить бытовую сторону их жизни в лабораторных условиях. Это значит, что никакого контекста в сериале вообще не предусмотрено: все основные действующие лица существуют в маленьком изолированном пространстве, ограниченном пределами Садового кольца, куда из бушующего внешнего мира не доносится ничего.

Заглавного героя – Кешу, который должен умереть, – сыграл сам Константин Богомолов. Он успешный архитектор, владелец собственного преуспевающего бюро, интеллектуал, сноб, похотливый кобель, сволочь, коварный манипулятор и так далее. Мерзкий, словом, человечишка. Ничтожнейшая тварь. Пожалуй, сложно и припомнить навскидку персонажа более отталкивающего. Даже Джоффри Баратеон, кажется, не вызывал такого отвращения. И не менее сложно представить, кто бы с этой ролью мог справиться лучше. Тем парадоксальнее ситуация: Богомолов идеально – прямо-таки в платоновском смысле слова – изображает представителя той категории граждан, к коей публично испытывает лютую неприязнь.

Так вот, у этого Кеши есть три подшефных женщины: супруга, бывшая супруга и еще одна бывшая супруга. Притом все они меж собой крепко дружат, вместе с собачками гуляют и все такое, не подозревая о том, что с каждой из них он продолжает поддерживать интимную связь и это продолжается уже много лет. Обман вскрывается, когда после смерти лучшего друга (Игорь Верник) Кеша уезжает в Казань, затем внезапно привозит оттуда юную инструкторшу по плаванию и объявляет, что будет отныне жить с нею. После чего брошенные супруги, выяснив всю правду о характере его с ними отношений, договариваются сообща укокошить гадину.

Означенные особы, которых играют Юлия Александрова, Александра Ребенок и Юлия Снигирь, – тоже, конечно, личности не самые приятные, глубокого сострадания не вызывающие, а вызывающие в лучшем случае раздражение. Одна патологически помешана на правильном питании и прочей ерунде (Снигирь). Вторая – недалекая бездарная актриса (Александрова). Третья – надменная лицемерка (Ребенок). Кроме того, одним из ключевых персонажей является мама Кеши, архетипическая такая старая мегера (Елена Попова), чье воспитание, очевидно, во многом и сформировало весь этот комплекс отрицательных качеств, составляющих его натуру.

На фоне перечисленных простая провинциальная девица Алла, та самая инструкторша из Казани (Василиса Перелыгина), предстает в исключительно выигрышном свете. Поначалу она, попав в чуждую среду «высшего общества», робеет, заглядывает своему возлюбленному в рот и искренне восхищается им, закрывая глаза на все грехи и недостатки. Однако по мере того, как он, словно герой рассказов Бунина, под влиянием сиюминутной душевной прихоти увлекшийся крестьянской дурехой, постепенно к ней охладевает, и у нее медленно, но верно открываются глаза на истинную его козлиную сущность. Так что финал истории довольно предсказуем, на что и заголовок как бы ненавязчиво намекает.

Понятное дело, что важен тут не результат, а процесс. Который не то чтобы как-то увлекательно обставлен, но по-своему завораживает. Не в последнюю очередь за счет действительно ярких актерских работ и остроумных, пропитанных едким сарказмом диалогов. А в первую очередь – за счет того, как умело Константин Богомолов эксплуатирует чувство классовой ненависти ко всем этим обитателям светлых просторных квартир в центре Москвы, глядящих на нас, обычных смертных, как на «неиндивидуализированное месиво» (по его же меткому определению). При этом мы должны поверить, что сам-то он, Константин Богомолов, – на нашей стороне и никаким боком к числу наглых зажравшихся буржуев не относится, что вы, что вы.

Вероятно, пессимизм, который сквозит в финале сериала, как раз и обусловлен страхом разоблачения. Дескать, Кеша-то в конце концов умрет, но подобные ему никуда не денутся. Эти паразиты-эксплуататоры так крепко присосались к телу русского народа, что бессмысленно даже пытаться от них избавиться. Поэтому – как бы говорит нам Богомолов – давайте не будем их трогать (разве что в самых крайних случаях, палкой по башке), а тихонечко понаблюдаем, как они там в своей замкнутой экосистеме забавно копошатся, друг дружку пожирая. Авось так и изведется весь их род сам по себе. Короче, пытается впарить нам иллюзию безысходности под видом радения за народ. И очень хочется верить, что безуспешно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад