Марафон авторских фильмов в Москве и Санкт-Петербурге продлится до 28 февраля.
В московском «Октябре» и питерском «Варшавском экспрессе» полным ходом идет марафон авторских лент, организованный проектом КАРО.Арт. У любителей кино есть отличная возможность насладиться не только проверенной классикой, но и занятными современными картинами. О самых примечательных показах в рамках марафона рассказываем в этом материале.
«Догвилль» (2003)
21 февраля
Действие гениальной абстракции датского провокатора Ларса фон Триера происходит в городке Догвилль, который, как в известной песне поется, буквально нарисован мелом на стене. Сбежавшая от гангстеров хрупкая красавица Грейс (лучшая роль Николь Кидман!) постепенно вливается в местное общество, но штрихами очерченные улицы, скупые декорации и странные люди мало-помалу сводят ее с ума.
Сам фон Триер считал этот изысканный киноспектакль зрелищем скорее интеллектуальным, чем эмоциональным, хотя спустя 20 лет после премьеры в Каннах «Догвилль» продолжает задевать за живое сразу на нескольких уровнях. Образ Грейс Ларс создавал специально для Кидман, проникшись ее перфомансом в прощальном шедевре Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», и эволюция героини на протяжении почти трех часов натурально приковывает к экрану.
«Святой Архипелаг» (2022)
21 февраля
Документальная лента Сергея Дебижева с музыкой Вячеслава Бутусова рассказывает о жизни Соловецкого монастыря, с которым связано немало памятных событий российской истории. Дебижев не только приглашает зрителя в путешествие по прошлому и настоящему Соловецкой обители, но и затрагивает философские вопросы духовных поисков.
Для Бутусова работа над «Архипелагом» стала первым опытом в качестве кинокомпозитора: фронтмен Nautilus Pompilius вдохновлялся старинным каноническими песнопениями и, по его собственному признанию, «старался в полную силу», поскольку сама тема для него – наиважнейшая. На минувшем ММКФ «Архипелаг» получил Серебряного «Святого Георгия» как лучший документальный фильм.
«Любовь в городе» (1953)
25 февраля
А вот диковинная жемчужина прямиком из солнечной Италии: 7 режиссеров-классиков объединились для создания альманаха о человеческих радостях и горестях на улицах вечного города Рима. Почему диковинная? Да потому, что даже поклонники творчества Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Дино Ризи, которые участвовали в съемках «Любви», наверняка и не в курсе, что такое кино вообще существует.
Оно затевалось как часть глобального полудокументального проекта, выдержанного в неореалистическом духе, но из-за скептических отзывов публики от амбициозного замысла пришлось отказаться. Тем приятнее выудить «Любовь в городе» из сокровищницы мирового кинематографа, прикоснувшись к чувству настоящего, которое даруют артисты-непрофессионалы, наболевшие темы и хроникальные съемки. Не сладкая, но правдиво изображенная жизнь, где особняком стоит привычно хитроумная новелла Феллини: один из ее героев выдает себя за… оборотня!
«Война и мир» (1966–1967)
26 февраля
Увидеть легендарную эпопею Сергея Бондарчука в кинотеатре – уникальный шанс, один на миллион, что называется. Если по каким-то причинам вы до сих пор не осилили грандиозный (во всех отношениях) роман Льва Толстого, стоит провести несколько часов в компании экранных воплощений его знаменитых героев.
Вячеслав Тихонов – князь Андрей Болконский, Людмила Савельева – Наташа Ростова, Сергей Бондарчук – Пьер Безухов, Василий Лановой – Анатоль Курагин… Весь цвет советского кинематографа собрался в одной выдающейся ленте, посвященной трагичным страницам отечественной истории XIX века. «Война и мир» завоевала «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также главный приз ММКФ.
«Солярис» (1972)
28 февраля
Гипнотический шедевр Андрея Тарковского «Солярис» – одна из тех картин, что с годами нисколько не перестают будоражить воображение. Напротив: с очередным просмотром эта виртуозная фантастика открывается с неожиданной стороны, и погружаться в нее – все равно что бороздить бесконечные просторы вселенной.
Автор одноименного романа Станислав Лем фильм Тарковского невзлюбил. Еще в 1969-м они встречались в московской гостинице «Пекин» для обсуждения сценария, и дело чуть не закончилось рукоприкладством. В итоге просто родились два разных, но равновеликих произведения, каждое из которых прекрасно по-своему. В отдельном материале, кстати, мы рассказали, во что книга Лема превратилась под началом Стивена Содерберга.
Комментарии