Ускользающая красота русского мира в преддверии краха — в драме Никиты Михалкова.
За что наградили Гран-при жюри и Приз экуменического жюри в 1994 году.
О чем Солнечный июльский день 1936 года. Бравый герой Гражданской войны, комдив Котов, приезжает провести выходной на подмосковную дачу, где живет семья его жены Маруси. Дача — осколок старого мира, населенного милыми старушками «из бывших» и лишенными всякого героизма мужчинами. Томную идиллию нарушает появление Мити, бывшего жениха Маруси. Подававший надежды музыкант, потом белый офицер и эмигрант, теперь он сотрудник НКВД и приехал арестовать Котова.
Кто снял Фильм был снят Никитой Михалковым в сотрудничестве с французским продюсером Мишелем Сейду в рекордно короткий срок для картины такого масштаба: в мае 1993 года режиссер и его соавтор Рустам Ибрагимбеков приступили к сценарию, а спустя год, в мае 1994-го, фильм уже участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Такого результата можно было добиться только небывалой концентрацией сил, ресурсов, режиссерской воли и, конечно, сопутствующей удачи. Однако тут еще важна историческая перспектива: после распада СССР рухнула и советская студийная система. Кинематограф, как и вся страна, вынужден был выживать в новых условиях. Уже списали в расход прежнюю идеологию, не стало финансирования, кинотеатры по всей стране превращались в барахолки, мэтры отечественного кино остались не у дел… С Лазурного Берега Михалков увез в Россию Гран-при, а менее чем через год привез домой уже «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Для лежащего в руинах российского кино это было событие исключительной важности: оно вновь обретало потерянный в смутные годы престиж.
Что получилось У Михалкова была репутация тонкого мастера камерной чеховской драмы, он лучше всех живописал особый мир дворянской усадьбы — ее негу, тревогу и чаепития на веранде с разговорами ни о чем на краю рушащегося мира. Казалось, революция спалила этот мир дотла, но русская интеллигенция возродилась на своих заросших бурьяном дачах, снова варила варенье и судачила о прошлом и будущем. В прошлом остался кромешный ужас бунта, в будущем маячил новый террор. Ускользающая красота русского мира в преддверии краха и стала темой «Утомленных солнцем». В постперестроечные годы персонажей, подобных Мите, было принято романтизировать в пику красным командирам вроде Котова — грубого плебея с шашкой наголо, каких прославляла советская мифология. Но тут человеком твердых устоев и офицерской чести оказывается как раз Котов. Романтический красавец и дрянь, изломанный русский интеллигент, продавший душу ради возвращения домой, Митя паясничает, скрывая внутренний надлом перед лицом прямодушного Котова, силу которого питает вера в справедливое устройство новой жизни. Выдающаяся и смелая работа Михалкова срезонировала в общественном сознании как культурное явление, вызвавшее всеобщий интерес. Критики ломали копья вокруг картины, но она уже зажила своей уникальной жизнью, обросла собственной мифологией и стала одним из первых российских блокбастеров. Появление сиквелов в подобных случаях становится лишь делом времени.
Смотреть фильм ↓
Читать также: Другие победители Канн, которые доступны на YouTube бесплатно
Комментарии