Кино

Канны онлайн: Как госзаказ превратился в мистическую кинопоэму «Сибириада»

За что наградили Гран-при жюри 1979 года.

О чем Эпическая сага из 4 фильмов, каждый из которых разделен на главы, посвященные одному из героев. Картина повествует о поколенческом конфликте двух семей — чуть ли не единственных жителей захолустной деревушки, затерянной на холме между речными берегами и нетронутой тайгой. Действие «Сибириады» начинается примерно в 1907 году в селе Елань, где живут два рода: бедняки Устюжанины и зажиточные Соломины. А дальше — революция, гражданская война, Великая Отечественная, освоение Сибири в 1960-е и — Вечный дед, который появляется в каждом фильме рядом с героями в ключевые моменты их жизни. Они ненавидят и любят, предают и спасают друг друга, рождаются и умирают…  Картина завершается мистическим финалом, когда при сносе деревенского кладбища воскресают мертвые — давно умершие Устюжанины и Соломины, объединенные общей судьбой. Кончаловский не скрывал, что позаимствовал идею объединения персонажей из «8 ½» Федерико Феллини.

Кто снял К 1976 году Андрей Кончаловский был автором пяти полнометражных фильмов. Два из них — «Дядя Ваня» и «Романс о влюбленных» — уже получали призы на международных фестивалях. Во многом поэтому именно ему предложили снять патриотический фильм к очередному съезду компартии, а заодно — для иностранных зрителей с целью прославить нефтяников Сибири. Ресурсов для будущей ленты не жалели — из Западной Германии привезли новейшие камеры и пленку, а мосфильмовских спецов отправили в Голливуд, чтобы познакомиться с передовыми методами съемок свежих фильмов-катастроф «Землетрясение» и «Вздымающийся ад». Это пригодилось для знаменитой сцены пожара на нефтяной вышке, в котором погибает главный герой. Вдобавок у картины абсолютно звездный по тем временам актерский состав — Никита Михалков, Людмила Гурченко, Виталия Соломин, Сергей Шакуров, Владимир Самойлов, Павел Кадочников, Елена Коренева, Михаил Кононов и фантастический дебют Натальи Андрейченко. Вместе с драматургом Валентином Ежовым режиссер все дальше уходил от темы нефти, замысел менялся на ходу и от счастливого футуристичного финала тоже отказались. Однако Кончаловский все равно хотел озвучить фильм электронной музыкой, и Эдуард Артемьев, вдохновляясь Вангелисом, сочинил саундтрек в подобном стиле. Кончаловский мог получить и высшую награду фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь». Но на нее претендовал и другой грандиозный эпос — «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.

Что получилось Четырехчасовая сага (для показа на фестивале фильм сократили до 3 часов) из пропагандической агитки превратилась в философскую притчу, в которой отразилась судьба всей страны. Увлекшись работами ученого и философа Александра Чижевского о связи человеческого сознания и окружающего мира, Кончаловский все больше уходил от простейшего бытописания в своеобразный магический реализм. Фильм получился о метафизике человеческой жизни вообще, и даже сравнения с «Унесенными ветром» не кажутся натянутыми. Или с «Двадцатым веком» Бернардо Бертолуччи. Только у итальянца мелодрама подчинена истории, а у Кончаловского история вершится человеческими страстями. И когда гибнет главный герой, вроде как последний из фамилии, то тут же выясняется, что это не так. И история продолжается… В своей книге «Возвышающий обман» Кончаловский пишет: «В «Сибириаде» нет плохих героев. Все хорошие. Нет палачей и жертв. Все жертвы. В общем-то картина о том, как история, революция, веления государства, цивилизация за волосы отрывали человека от родного дома, от земли. И оторвали, он стал перекати-полем, ценности этой земли оказались ему чужды и недоступны… Вот тогда он эту землю и сжег».

Смотреть фильм ↓

Читать также: Другие победители Канн, которые доступны на YouTube бесплатно

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

37 минут назад

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

3 часа назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

4 часа назад

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

8 часов назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

22 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

1 день назад