Молодой режиссер Дмитрий Сердюк представил новую постановку в Театре наций. Это биографическая драма, даже трагедия «Канарейка» о последних днях оперной певицы Марии Каллас. Спектакль представил потерявшую голос и любовь диву простым человеком, который умирает без своего дара в полном одиночестве.
Одинокая Мария Каллас, которая не спит без или даже из-за таблеток, теряет связь с реальностью. Вдохновившись мыслью о том, что Франко Дзеффирелли может пригласить ее в оперу «Макбет», дива устраивает прослушивание для своих домработниц и водителя. У них нет иного выхода, кроме как подыграть мадам, чтобы не расстраивать ее. Впереди – три мучительных шага к свободе, во время которых Каллас вспоминает, как она лишилась голоса и осталась одна.
Особенный с технической точки зрения спектакль задействует минимум персонажей, компенсируя толпу мнимых почитателей Каллас при помощи смарт-зеркал, которые с искажением отражают зрительный зал. И зритель волей-неволей принимает участие в происходящем. Малая сцена обеспечивает камерную атмосферу, сокращая дистанцию между залом и исполнителями. Да и сцены, по сути, нет: первый ряд стоит практически у портьеры, из-за которой выскальзывает призрак Марии Каллас… Вместо этого граница проходит за гипотетической сценой, через ее экватор, а действо отталкивается от зрителя, как Каллас отталкивается от ненавистного отражения.
Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся. Сати Спивакова, исполнившая роль оперной дивы, передает все оттенки самолюбования и агонии Каллас, от тихого вздоха перед экраном до подражания грубым и пошлым заявлениям Онассиса. Четвертой стены нет, но граница все же есть: мы застаем главную героиню сидящей перед телеэкраном, и поворачиваться лицом, открывать хрупкую израненную душу она не спешит.
Что важно, арии со сцены не прозвучат: Дмитрий Сердюк принципиально отказался от исполнения, потому что дива может быть только одна – Мария Каллас. А потому отрывки из опер звучат в записи, которая достраивает портрет неизвестного человека, спрятанного под маской La Divina – богини, как ее называли многочисленные почитатели.
Техническая составляющая играет очень важную роль в постановке. Задуманная сценографом Александром Боровским композиция из смарт-зеркал оказалась универсальным инструментом для изображения внутренних переживаний Марии Каллас, для ее связи с залом. Когда она рассуждает, зритель видит лишь ее отражение – как если бы настоящее лицо певицы никто никогда увидеть и не мог. В смарт-зеркалах «являются» женщине образы ее сестры или собственные роли, в них же находится место и для людей, которые якобы знали Каллас, но только с одной стороны – как в индийской притче про слепых и слона.
Дополняет картину музыкальное сопровождение, скомпонованное композитором Полиной Лундстрем, местами грубое и жесткое, будто прорубающее ров между Каллас и зрительным залом, а порой глубокое и вкрадчивое, незаметно погружающее в историю одной богини.
Свет – еще один важный аккорд в аудиовизуальной композиции спектакля: он помогает формировать картину сознания Марии. Стоит ему погаснуть – и вот уже ни зритель, ни сама героиня не может отличить реальность от воспоминаний. Моменты помутнения, потери связи с внешним миром идеально прорисованы при помощи света, он же помогает отделить одну сцену от другой (антракта в спектакле нет). Как эхо прошлого и обращенный внутрь себя взор Марии, работает помещенный на сцене экран телевизора, транслирующий отрывки из опер и документальные съемки, а порой и вовсе демонстрирующий во весь экран лишь слово Canari (фр. «канарейка»).
Костюмы – финальный элемент, расцвечивающий яркими мазками полотно спектакля. Преобладают всего три цвета: черный, красный и белый, – именно благодаря этому минимуму происходит аккуратное, четкое разделение сцен и персонажей. Мария Каллас – в черном, и лишь в некоторых воспоминаниях мы видим ее в костюмах, сшитых для ее оперных персонажей.
Домработница Бруна с ног до головы одета в красное, и ее тепло и любовь к La Divina в том числе выражаются через гардероб. Молодая и горделивая домработница Женевьева – исключительно в белом, как противопоставление Марии Каллас, утратившей и юность, и голос, и всю себя. Нейтральные серо-черные костюмы носят психиатр Ален Кристоф и водитель Феруччо. А воссозданные Александром Боровским концертные костюмы из постановок «Сомнамбула», «Макбет», «Тоска» – красного и белого цветов, – становятся последней яркой вспышкой в увядающем сознании героини.
Если Мария – это пульс спектакля, то ее окружение – сосуды, которые вмещают всю ее энергию, поглощают переживания и становятся проводниками, если не сказать защитниками от ненавистной реальности. В особенности достается домработнице и водителю: им приходится перевоплотиться в актеров, якобы пришедших на пробы, и оставаться ими до самого конца. Эту непростую задачу идеально выполнили Татьяна Кречетова (Бруна) и Владимир Шульга (Феруччо): веришь, что эти двое действительно любили диву и готовы были на любые подвиги ради нее.
«Канарейка» – это не только игра актеров на сцене, удивительно, как органично вплетаются медиаэлементы в очень личную историю, которая цепляет и царапает затихших в ожидании следующей реплики зрителей, послушно принимающих облик поклонников в «Зазеркалье» Каллас. Именно этот тандем классической драмы и дополненной реальности – самое любопытное, что есть у «Канарейки». Четвертая стена порой «выключается» как по нажатию кнопки: это не заставляет, а предлагает сочувствовать оперной диве. Как минимум потому, что мучения ее не оперные и не дивные, а настоящие, как у любого обычного человека.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…