В открытом космосе происходит нештатная ситуация – один из космонавтов, работающих на обшивке МКС, не успевает отклониться от пролетающих мимо обломков и получает серьезную травму. Медиков на станции нет, а спускать пострадавшего на землю слишком опасно – перепад давления может оказаться летальным. В центре управления полетами принимают решение найти хирурга, способного отправиться в космос и провести беспрецедентную операцию в невесомости.
На этом моменте интрига слегка ослабевает: строгий отбор проходят семь потенциальных кандидатов (в их числе молодцеватый герой Милоша Биковича), однако со всех постеров «Вызова» смотрит Юлия Пересильд. Ее Женя Беляева – женщина занятая: на работе несколько операций в день, дома завал, отношения с дочерью хуже некуда. Вишенкой на торте становится инспектор по делам несовершеннолетних, заявившийся в школу. Но с подобными проблемами разберутся другие – Беляевой же нужно до мелочей продумать непростую операцию и отработать ее на земле.
Прямое объяснение, почему в космос отправили именно ее, дается в самом конце фильма. Однако логику конструктора и бывшего космонавта Константина Андреевича (Владимир Машков), курирующего полет, понять можно задолго до финала – Женя попросту горит своим делом. Прямой массаж сердца? Осуществим. Нужно отправиться в космос и попытаться спасти человеческую жизнь? Сегодня не получится, а завтра смогу. Шанс на счастливый исход возможен? Сейчас что-нибудь да придумаем.
Неиссякаемая надежда, помноженная на привычку не сдаваться, выглядит национальной чертой. Упор на это, пусть и в шутливой форме, делают и сами герои. В первой половине фильма их целая россыпь: на площадке Клим Шипенко собрал и старых знакомых вроде Александра Самойленко из «Холопа» (здесь он – быстро теряющий самоуверенность прокурор), и новые лица. Михаил Тройник, например, играет супруга главной героини, а Елена Валюшкина – ее беспокойную маму.
Создатели сделали «земную» часть ленты по-настоящему захватывающей, заложив в сценарий ворох конфликтов и череду физических испытаний, которые персонажам нужно преодолеть в сжатые сроки. В дело вступают монтаж и музыка: плотность действия набирает обороты, а кадры складываются в такую увлекательную и ритмичную конструкцию, что времени перевести дыхание просто не остается.
Совсем другое ощущение возникает, когда Женя наконец оказывается в космосе. Ураган страстей стихает. Все отступает на второй план. Смена локации влияет и на режиссерский подход – люки и коридоры МКС способны вызвать клаустрофобию, и развернуться там сложно во всех смыслах. Остается отдаться пространству и попытаться запечатлеть его в мельчайших подробностях. Неожиданным при этом оказывается формализм, которым отдает космическая часть: неигровая стилистика и съемка «в режиме реального времени» съедают часть зрительского внимания, из-за чего фильм перестает восприниматься как грандиозный аттракцион, каковым он, собственно, был задуман.
Сенсационный эффект, конечно, подкрепляют неподдельные эмоции Пересильд, которая открыла для себя совершенно другую форму актерского существования. Однако для полного погружения в «Вызов» необходимо время от времени напоминать себе, что все это происходило на самом деле. Ситуация парадоксальная: в век компьютерных эффектов, когда на зеленом экране можно нарисовать все, что душа пожелает, реальную съемку на уровне подсознания хочется отнести к явлениям того же – искусственного – порядка.
Осознание истинных масштабов происходящего дается тяжело. Но на саму реальность, к счастью, это не влияет: космос все так же бесконечно прекрасен. Качество съемки, выбор ракурсов, умение обращаться со светом делают «Вызов» достойным самого большого экрана, который только можно найти.
Художественных допущений в картине тоже немало: ссылки на секретные трансляции герои перекидывают в СМС, ответственные решения принимаются на месте без какого-либо утверждения, Машков напряженно курит прямо посреди ЦУПа, а главная героиня, чье здоровье должно быть идеальным, страдает от панических атак. Наконец, здесь совершенно бесстыдный продакт-плейсмент. Но эти детали так легко вписываются в сюжетную канву, что воспринимаются как данность.
Гораздо важнее, что в «Вызове» есть нужный нерв, по-настоящему народный юмор и драматургические ходы, способные зацепить самую широкую публику. Поскольку фильм говорит о простых вещах, которые поймет любой человек, вне зависимости от того, летал он в космос или нет. Еще картина отдает дань традициям, попутно успевает прорекламировать внутренний туризм и дарит ту самую надежду, которой так часто не хватает, – на счастливый финал, взаимную любовь, мир в семье. А семья у всех нас, как известно, огромная.
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…