Гениальный Аль Пачино в роли ослепшего полковника-ловеласа берется воспитывать юнца – и разоблачает послевоенную Америку.
Ровно 20 лет назад, 23 декабря 1992 года, в прокат вышел «Запах женщины». Эта драма про путешествие своенравного ветерана и благородного студента в Нью-Йорк прославила Криса О’Доннелла и принесла Аль Пачино долгожданного «Оскара». Рассказываем о том, как создавалась картина и почему она стала культовой.
Американский «Запах женщины» – вторая экранизация романа
Все началось в 1969 году, когда итальянский писатель и журналист Джованни Арпино написал свой 8-й роман – «Тьма и мед». Это книга об искалеченном отставном капитане Фаусто, который отправляется через всю Италию, чтобы навестить друга-сослуживца. В провожатые ему дают юного курсанта Чиччо. Фаусто не расстается с бутылкой, он высокомерен, язвителен и груб, Чиччо, напротив, внимателен и добр. Со временем курсант понимает, что жестокий нрав капитана – это попытка скрыть отчаяние и чувство собственной неполноценности.
Книга у Арпино получилась мрачная, а в конце – и вовсе трагическая: тут и отвергнутая назло любовь, и неудачная попытка самоубийства, и тюрьма. В 1974 году экранизировать «Тьму и мед» взялся мастер «комедий по-итальянски» Дино Ризи. Вместе со сценаристом Руджеро Маккари он переписал сюжет, изменив настроение и концовку. Тогда же появилось каноническое название «Запах женщины».
Ризи и Маккари избавились от мрачности и добавили изрядную долю юмора, не потеряв при этом драму. «Запах женщины» 1974 года – смешная и одновременно трогательная история о сломленном человеке с выдающимися актерскими работами. За роль Фаусто Витторио Гассман получил приз Каннского фестиваля, а сам фильм заработал две номинации на «Оскара» – «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Сценарий двукратного оскаровского лауреата
Американскую версию «Запаха женщины» написал сценарист Бо Голдмэн. К тому моменту у него уже было два «Оскара» – за культовую экранизацию «Пролетая над гнездом кукушки» и за трагикомедию «Мелвин и Говард». При написании сценария Голдмэн опирался не столько на итальянский фильм, сколько на свою жизнь. В юности он тоже учился в элитной школе среди богатых привилегированных детей, которые считали себя аристократами. Отсюда сюжетная линия с учебой главного героя, студента Чарли (Крис О’Доннелл). Подполковник Слэйд (Аль Пачино) – гибрид трех реальных людей, которых знал Голдмэн: его разорившегося брата-миллионера, который продолжал жить не по средствам, его армейского командира, который делал, что хотел, и его отца.
Голдмэн обманывает зрительские ожидания и пишет историю взросления наоборот. Мы ждем, что прожженный вояка Слэйд будет учить наивного Чарли жизни, но вместо этого Чарли учит отчаявшегося подполковника не сдаваться и жить дальше. Сам Чарли остается таким же, каким и был: он благороден, честен и добр. Да, он должен принять непростое решение, но еще в середине фильма он говорит подполковнику: «Есть вещи, которые ты просто не можешь сделать». Услышав это, Слэйд понимает, что мир не безнадежен. Финальная речь подполковника, которая разоблачает карьеризм, эгоистичность и малодушие высших классов, вдохновлена поступком простого парня из Орегона, который не продался и не стал сдавать своих одноклассников.
Антигерой, от которого не оторваться
Подполковник Слэйд – гремучая смесь противоречий. За роскошным фасадом самоуверенности, остроумия, внешнего лоска и идеального вкуса скрывается настоящий подонок. И это не кокетство: уже к середине фильма к Слэйду испытываешь не уважение, а жалость. Когда-то его считали героем: он ветеран войны во Вьетнаме, его мундир пестрит наградами. Но Чарли видит, что эти почести не оправдывают Слэйда: он нелюдимый, жестокий, развращенный властью алкоголик, который ненавидит людей. Подполковник маскирует сексизм под галантные манеры, отпускает расистские шутки и думает, что все можно купить.
Как и в итальянской версии, за бравадой Слэйда скрывается травма. Он не справился с гордыней, запил после нескольких карьерных неудач и чуть было не подорвал сослуживцев. Никто не пострадал, но сам Слэйд потерял зрение. С тех пор он не может себя простить: отсюда его гнев и ненависть ко всему, что движется. Ко всему, кроме женщин. Стоит Слэйду почувствовать запах женщины, как он преображается: становится вежлив, остроумен, заботлив, благороден. Рядом с женщиной этот человек оказывается тем, кем мог бы быть, если бы не армия – идеальной версией себя. Эти внезапные переходы от злости к милосердию, от грубости к утонченности, от оптимизма к разочарованию заставляют нас следить за Слэйдом не отрываясь. И во многом это заслуга Аль Пачино.
Первый «Оскар» Аль Пачино
К началу 1990-х Пачино снялся у Копполы, Де Пальмы и Сидни Люмета, сыграл Майкла Корлеоне и Тони Монтану, заработал 6 номинаций, но так и не получил ни одного «Оскара». Зато в год выхода «Запаха женщины» Пачино заслужил сразу две номинации на премию: как лучший актер за роль Слэйда и как лучший актер второго плана – за роль продавца недвижимости в «Гленгарри Глен Росс», экранизации пьесы Дэвида Мэмета.
В том году у Пачино были серьезные конкуренты: за главный актерский приз боролся Клинт Иствуд с «Непрощенным», у которого было целых девять номинаций, Роберт Дауни-младший, сыгравший Чаплина в одноименном байопике, Дензел Вашингтон, перевоплотившийся в Малкольма Икса в фильме Спайка Ли, и Стивен Ри (провокационный триллер «Жестокая игра»). Но академики наградили Аль Пачино. Актер наконец-то получил статуэтку спустя 20 лет после первой номинации.
Часто артистов награждают по совокупности заслуг, но это был не тот случай. Подполковник Слэйд в исполнении Пачино буквально захватывает экран. От его мужественности не спрятаться, его харизма и сарказм бьют наповал. Но самое главное – то, как Пачино переходит от воодушевления к отчаянию. В его игре столько боли и надрыва, что режиссеру не нужно показывать на экране его вьетнамское прошлое – зрителю и так все понятно. Ну и гениальное «Hoo-ah!», которое Пачино позаимствовал у своего военного инструктора.
Восходящая звезда Крис О’Доннелл
Для 22-летнего О’Доннелла «Запах женщины» не был дебютом, но именно роль благородного студента Чарли сделала его звездой. Тогда, В 1992-м, параллельно с «Запахом женщины» снималась драма «Школьные узы», и там тоже фигурировал престижный колледж, золотая молодежь и моральная дилемма. Когда стало известно, что продюсеры ищут молодого актера в партнеры Аль Пачино, на пробы пришел весь состав «Школьных уз» – Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Брендан Фрейзер, Крис О’Доннелл. Тогда они были молоды и их еще никто не знал. О’Доннелл единственный из всех прочитал сценарий, но все равно очень нервничал. Волнение ему помогло – по сюжету его персонаж тоже испытывает благоговейный страх перед Слэйдом. У О’Доннелла получился идеальный Чарли: невинный, но не глупый, заботливый, но не заискивающий, сомневающийся, но благородный.
За роль Чарли в «Запахе женщины» О’Доннелл получил номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Молодого актера заметили, и в 1995-м он попал в высший эшелон – сыграл Робина в «Бэтмене навсегда» Джоэля Шумахера. О’Доннелл работал на площадке с Вэлом Килмером, Томми Ли Джонсом, Джимом Керри, Николь Кидман. Казалось, карьера идет в гору, но потом случился «Бэтмен и Робин» (1997) – один из худших супергеройских фильмов. У О’Доннелла была еще пара приличных картин, но потом начались сериалы, из которых актер не вылезает до сих пор.
Знакомьтесь: Филип Сеймур Хоффман
Еще один актер, чью карьеру запустил «Запах женщины» – король второго плана Филип Сеймур Хоффман. Здесь у него совсем небольшая роль, но точное попадание в образ обаятельного пройдохи помогает ему с легкостью «красть» сцены у Криса О’Доннелла. Хоффман играет Джорджа, высокомерного студента-богатея, который не упускает возможности самоутвердиться за счет Чарли, но в итоге оказывается с ним в одной лодке. Конечно же, Джордж окажется трусливым и слабохарактерным, как и многие персонажи Хоффмана – такие роли и принесли ему славу.
Увидев Хоффмана в «Запахе женщины», начинающий режиссер Пол Томас Андерсон был потрясен. Специально для актера Андерсон написал роль в своем полнометражном дебюте – криминальной драме «Роковая восьмерка». Дальше были «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Мастер» – современная классика, раскрывшая талант Хоффмана в полную силу.
Большой истории – большой хронометраж
Первоначальная версия фильма длилась 160 минут – слишком долго, чтобы рассчитывать на коммерческий успех. Руководство Universal требовало сократить картину: тогда кинотеатры смогут поставить больше сеансов в день, что принесет больше денег и сделает картину заметнее накануне «Оскара». Но авторы были против. Тогда студия начала устраивать тестовые показы, демонстрируя разным группам зрителей все более и более короткие версии фильма. Вопреки ожиданиям, больше всего публике понравилась самая длинная.
Авторы считают, что дело в предыстории подполковника Слэйда. В более коротких версиях зрители меньше узнавали о персонаже, и ему становилось сложнее сопереживать: противоречивый Слэйд казался просто мерзавцем с садистскими наклонностями. В итоге студия учла мнение зрителей и выпустила в прокат 156-минутную версию. Правда, для телевидения и самолетов фильм все же перемонтировали и сократили, а режиссер Мартин Брест отрекся от этой версии.
Награды и сборы
«Запах женщины» вышел в прокат 23 декабря 1992 года и отлично себя показал: при бюджете в $31 млн картина заработала $134 млн. Сборам не помешали ни длительность фильма, ни сложная тема. «Запах женщины» получил четыре номинации на «Оскара»: статуэтка досталась только Аль Пачино, зато для сценариста Бо Голдмэна это была уже третья номинация в карьере. Из четырех «Золотых глобусов» картина получила три: отметили и сам фильм, и Пачино, и Голдмэна – только О’Доннелл остался без наград.
Комментарии