Почему животные-актеры лишатся своей работы.
Животные всегда были неотъемлемой частью большого кино, от «Собачьей жизни» Чарли Чаплина до наших любимых лент «Бетховен», «Освободите Вилли» и «Бэйб». Однако немногие знают, что происходит за кадром и какую работу проделывают специалисты, чтобы звери выполняли свои задачи. «КиноРепортер» разбирается, как устроена профессия дрессировщика животных-актеров, с какими трудностями они сталкиваются и почему цифровые зверушки неизбежно заменят на экране реальных.
Кто-то готовит будущих великих актеров, а кто-то – выдающихся пушистых артистов. Мы редко задумываемся о том, как на самом деле тяжело снимать животных, поскольку они устроены иначе, чем люди. Из всех зверей кинематографистам проще всего работать с собаками. Ведь собака – не только друг человека, с ними легче наладить контакт и научить нужным трюкам.
Российские дрессировщики согласны с этим утверждением. В 2020-м на наших экранах вышла «Пальма», где снялась овчарка по кличке Лили. Ее наставником в мире кино стала ведущий специалист Александра Степанова. По словам дрессировщицы, на площадку попадают только животные с открытым характером, которые хотят общаться с людьми.
«К собакам это относится в первую очередь. Их мозг должен работать. Кино – одна из возможностей обеспечить эту работу. Животное видит новые вещи, знакомится с новой обстановкой, учит то, что мы называем трюками. Все это развивает его интеллект, формирует гармоничную личность», – поделилась Степанова.
У животных-актеров, как и у людей, есть свой рабочий график и правила взаимодействия с ними на площадке. Например, питомцы должны получать вкусную награду за выполнение каждой команды. Как заметила Степанова, также не следует допускать их слишком тесных контактов с людьми, чтобы собака к ним не привязывалась. Это обусловлено тем, что съемки – просто очередной этап в карьере подопечного. Уже завтра его может ждать совсем другой проект с новыми коллегами. При этом, по мнению дрессировщицы, очень важно, чтобы четвероногий актер завершал работу с положительными эмоциями.
Работа на площадке с хищными животными требует большей осторожности, опыта, профессиональных навыков и понимания звериных инстинктов. Венгерский специалист Золтан Хоркаи, также известный как «Человек-волк», знает об этом как никто другой. На протяжении последних 15 лет он тренирует и координирует диких животных для местных и международных кинопроектов. В итоге он приобрел уважение в узких кругах, обзавелся собственной документалкой и получил 19 шрамов в результате взаимодействия с опасными хищниками. Однако Хоркаи убежден, что нашел идеальную формулу работы с животными.
«Надо убедить их выполнять определенные задачи с естественной мотивацией, чтобы, например, волки чувствовали, что действуют по своей воле», – уверен дрессировщик.
А мотивация у хищников одна – мясо. С его помощью Хоркаи получает от зверей то, что ему нужно. На площадке венгерского фильма «Следователь» группе требовалось снять сцену, где волки разрывают на части пьяного мужчину. Хоркаи при подготовке к эпизоду прибегнул к хитрой уловке – он привязывал к себе куски сырого мяса и учил каждого хищника, за какую конечность и где именно его можно укусить.
В другой ленте один из питомцев дрессировщика должен был страшно зарычать, как будто кто-то хотел отнять у него добычу. Золтан взял огромный замороженный кусок мяса и прилепил его к земле таким образом, чтобы волк не смог поднять его и убежать. Когда хищник начал есть, Хоркаи стал провоцировать животное, вынуждая зарычать. И это сработало.
Важнейший элемент при работе с животными-актерами – не столько дрессировка, сколько гарантия для них комфортных и безопасных условий. Съемочная группа должна обеспечить правильную перевозку питомца, организовав при необходимости специальное транспортное средство, территорию для отдыха вдали от команды и особый график работы, чтобы избежать переутомления. В отдельных случаях, когда речь идет о шумной сцене, некоторые режиссеры отказываются от громких звуков на площадке, позднее добавляя их на постпродакшене. Таким образом, риск того, что животное забеспокоится и выйдет из-под контроля, значительно снижается.
В то же время большая ответственность лежит и на самых дрессировщиках. Им необходимо знать все нюансы текущего съемочного процесса, начиная со сценария и технического задания для их подопечного и заканчивая организационными моментами. Например, где будут расположены камеры и осветительные приборы: для некоторых зверушек комфортна определенная температура, и жар от аппаратуры может сказаться на их поведении. Также следует учитывать движение транспорта в кадре, применение спецэффектов, участие в съемках детей и многие другие аспекты.
Однако подобные правила и требования соблюдают далеко не все. Этой проблемой обеспокоены организации по защите прав животных. Помимо прочего, их волнует взаимодействие с экзотическими созданиями, требующими особого ухода. По словам опытного голливудского дрессировщика Стива Мартина, который работал над фильмами «Танцующий с волками» и «Бегущий по лезвию», споры из-за съемок необычных зверей повлияли на число профессионалов, трудящихся в этой области.
Специалист знает это по своему опыту – на его компанию не раз подавали жалобы организации по защите прав животных. Из-за этого Мартину пришлось сократить количество заводчиков экзотических зверей. В настоящее время у него более 100 подопечных, включая медведей, кошек, собак и приматов.
«Всех этих животных выращивают вручную, и они начинают выходить на съемочную площадку с самого раннего возраста. Нас нанимают, и мы получаем зарплату, а их награда – мясо», – объяснил дрессировщик.
Правда, Мартин сетует, что от его шагов навстречу зоозащитникам давление с их стороны не уменьшается. Когда он работает на площадке, поблизости часто оказываются протестующие, а продюсеры получают письма от организаций вроде PETA (люди за этичное обращение с животными) и Общества защиты животных США. Однако такие дрессировщики, как Стив, полностью отдают себя своей работе и стараются создать для зверей самые лучшие условия: пространства для прогулок, правильное питание, развивающие игрушки.
По словам Мартина, он даже приглашал PETA и других критиков посетить его учреждение, а те так и не ответили на его предложение. Но и здесь ситуация неоднозначна, поскольку споры о взаимодействии со зверями возникают не только за пределами съемочной площадки, но и на ней самой. Некоторые кинематографисты не совсем понимают, что собой представляет работа с животными: ведь собака/кошка/лошадь/медведь – не то же самое, что человек. Режиссеры могут импровизировать на площадке и менять структуру эпизода в последний момент, не подозревая, что дрессировщики долго оттачивают определенные сцены, и любое отклонение от первоначального плана может вызвать у зверя стресс.
Работать с настоящими животными – слишком трудоемкий и порой непредсказуемый процесс. Обращаться с цифровыми зверушками гораздо проще, но для качественного результата требуется кропотливый труд целой команды аниматоров. Так что же делать? К счастью, в решении этой проблемы помогает «золотая середина» – компания GreenScreen Animals (GSA), которая занимается созданием так называемых стоковых видео с животными. Специалисты предоставляют свои услуги уже 15 лет. Они успели поработать над эпизодами популярных вечерних шоу, музыкальными клипами и голливудскими проектами.
Одной из таких лент стала «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Для вступительной сцены команде требовались кадры с енотом и оленем. Все прекрасно понимали, что работа с такими животными может стать настоящей головной болью. К тому же ради лишь нескольких секунд экранного времени. Одному из продюсеров даже начали сниться кошмары – до такой степени авторы были обеспокоены ситуацией. Однако решение нашлось быстро: услуги GSA.
«Работать с животными сложно. Этот процесс может быть очень трудоемким и дорогостоящим. Исторически сложилось, что, когда кому-то требуется контент с животными, создатели сталкиваются с двумя вариантами: производить его самостоятельно или создавать с использованием компьютерной графики. Оба этих варианта имеют свои подводные камни. GSA же предлагает универсальное решение», – отметил президент компании Марк Шокли.
GSA нашла довольно простой, но в то же время быстрый, дешевый и эффективный выход из ситуации. Они самостоятельно снимают реальных животных на хромакее, то есть в результате заказчик может просто получить видео и заменить зеленый фон на нужный. С «Исчезнувшей» компания занималась особым заказом, но в большинстве случаев специалисты записывают ролики заранее. И хотя работа GSA по своей сути универсальна, Шокли признает, что есть вещи, которые умеют делать только дрессировщики, поскольку в роликах компании животные не взаимодействуют с людьми. Вот такое мирное сосуществование старых и новых профессий.
Однако этот баланс продержится недолго: давление со стороны зоозащитников и стремительное развитие технологий, в частности, всевозможных нейросетей, оставят без работы и дрессировщиков, и авторов стоковых видео с реальными животными. Если уже сейчас кинематографисты зачастую отдают предпочтение нарисованным зверям, готовым выполнить любую поставленную задачу, то в будущем для собак, волков и прочей живности в кино просто не останется места.
Может быть, оно и к лучшему. Животных перестанут подвергать неоправданному риску, а количество несчастных случаев и смертей в результате неправильной работы со зверями снизится до нуля. Да, из кино пропадет та магия, которую мы ощущали при просмотре «Бетховена» и «Бэйба». Но нельзя отрицать, что эпоха полностью цифрового контента откроет для нас новые и неожиданные перспективы.
Комментарии