Проекты Майкла Фассбендера, Джесси Айзенберга и Аманды Сайфред – от стремительного взлета до сокрушительного падения.
18 марта 2022 года на Apple TV+ вышли первые эпизоды сериала «Не сработало» с Джаредом Лето и Энн Хэтэуэй, рассказывающего о рождении, развитии и упадке стартапа WeWork (крупнейшая сеть коворкингов).
Вообще любой стартап вне зависимости от его успешности – это шикарный объект для художественного анализа. Ибо в центре внимания здесь не столько экономические коллизии, сколько экстравагантные, яркие, по-своему уникальные личности, стоящие за тем или иным бизнес-проектом. Такие как герои прочих фильмов и сериалов о стартапах, которые мы собрали в этом материале.
«Август» (2008)
Звезда «Перл-Харбора» и «Черного ястреба» Джош Хартнетт в последние годы регулярно мелькает на больших и малых экранах, чем несказанно радует поклонников, уже вроде бы потерявших его из виду. Карьера Джоша начала медленно угасать как раз после «Августа» – кроме этого фильма, артисту долгое время было решительно нечем похвастаться. Здесь, впрочем, он по-прежнему харизматичен, обаятелен и привлекателен.
Хартнетт и Адам Скотт сыграли братьев по фамилии Стерлинг, которые запустили сверхпопулярную IT-компанию Landshark, но в 2011 году, незадолго до теракта 11 сентября, прогорели из-за лопнувшего так называемого пузыря доткомов. С середины 1990-х акции подобных интернет-компаний стремительно росли в цене, но далеко не все из них эффективно работали. В итоге акции в одночасье рухнули, а недавние вершители судеб остались у разбитого корыта. Обо всем этом доходчиво рассказывает «Август», где нашлось место и мотивационным речам, и семейным раздорам, и даже Дэвиду Боуи в маленькой роли матерой акулы бизнеса.
«Социальная сеть» (2010)
Поскольку Facebook теперь не воспользоваться, самое время освежить в памяти, как, собственно, этот Facebook создавался. Благо к нашим услугам – шедевр режиссера Дэвида Финчера и сценариста Аарона Соркина об обычном парнишке из Гарварда по имени Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг), в 2003 году замыслившем любопытный стартап. А именно – университетскую сеть, благодаря которой студенты могли бы общаться друг с другом, не покидая своих комнат. Что было дальше – вы в целом наверняка представляете. А если не представляете, значит, Финчер с Соркиным вас охотно просветят.
Помимо хирургически точной, безукоризненно выверенной постановки, «Социальная сеть» привлекает еще и тем, что герои здесь – не одушевленные странички из Википедии, а реальные люди, поживее многих из тех, кто окружает нас с вами. И все бизнес-затеи Цукерберга неразрывно связаны с его страстями, страхами, комплексами…
Не будем забывать, что еще до Facebook он создал проект со слитыми фотографиями студенток для оценки их соблазнительности – а все из-за того, что его бросила подруга. В общем, даже миллиардерам ничто человеческое не чуждо. И они тоже запросто могут липкими от пота руками обновлять страничку в робкой надежде, что девушка примет заявку в друзья, пока на их банковских счетах крутятся сумасшедшие цифры.
«Силиконовая долина» (2014–2019)
Главный сериал о стартапах из всех, что когда-либо были сняты на нашей планете. Симпатичный программист по имени Ричард Хендрикс (Томас Миддлдитч) создает платформу под названием Pied Piper и изобретает неслыханный алгоритм сжатия данных, в особенности звука и видео, без ущерба для качества. Крупная компания предлагает ему финансирование, и Хендрикс, конечно, соглашается, решив совместно с приятелями довести свой стартап до ума. Хотя в механизмах функционирования бизнеса он не больно-то разбирается.
С одной стороны, «Силиконовая долина» – это классический ситком с гиковскими шутками и подтруниванием над ведущими игроками реального рынка вроде Google и Twitter. С другой – почти документальное по точности наблюдение за тем, как действительно решаются серьезные дела в Силиконовой (она же Кремниевая) долине Сан-Франциско, районе, где количество высокотехнологичных компаний на квадратный километр натурально зашкаливает.
За достоверность сериала отвечал основатель Microsoft Билл Гейтс, являвшийся одним из консультантов (наряду с представителями реальных стартапов). А среди создателей выделялся прекрасный Майк Джадж, прославившийся «Бивисом и Баттхедом», но также снявший, например, культовую трагикомедию про белых воротничков «Офисное пространство» (1999). Итог – прямо-таки «настольная книга» для каждого уважающего себя айтишника. А для каждого кинематографиста – руководство к действию, как запустить шоу про узкую социальную прослойку, а затем влюбить в него представителей всех профессий, полов и возрастов.
«Стив Джобс» (2015)
История стартапа Стива Джобса – это хрестоматийный пример американской мечты, ставшей явью. Джобс в прямом смысле создал будущее в своем гараже, сконструировав на пару с верными сподвижниками несколько персональных компьютеров, поставив их производство на поток под маркой Apple и раскрутив компанию до невиданных высот. Хотя не все, разумеется, было гладко – корпорация сталкивалась с угрозой банкротства, а Стив отказывался признать отцовство дочери Лизы и скандалил с ее матерью.
Несколько лет назад художественные и документальные фильмы о Джобсе появлялись будто грибы после дождя, но далеко не все рекомендуются к ознакомлению. Обязаловка, по сути, лишь одна – виртуозная работа Дэнни Бойла по сценарию опять-таки Аарона Соркина с отточенной, как лезвие бритвы, драматургией и блистательным Майклом Фассбендером (который на «Оскаре» проиграл не менее блистательному Лео ДиКаприо из «Выжившего»).
Несмотря на популярность фигуры Джобса и его творений, в прокате картина провалилась. Что в принципе неудивительно. Поскольку Бойл с Соркином гладят нас против шерсти и создают камерный, сложный, противоречивый портрет гения и бунтаря, который разительно отличается от более каноничных голливудских байопиков – зачастую тошнотворно слащавых и нарочито оптимистичных.
Недаром вдова Джобса Лорен Пауэлл пыталась помешать съемкам фильма. Ведь он, слыханное ли дело, мог выставить ее покойного супруга в невыгодном свете. Но правда порой действительно бывает колючей. По крайней мере, та правда, в которую авторы «Стива Джобса» заставляют уверовать на экране.
Выбывшая» (2022)
Свежайший образчик жанра – мини-сериал Элизабет Меривезер, создательницы «Новенькой», где Аманда Сайфред сыграла основательницу медицинского стартапа Theranos Элизабет Холмс. Суть ее бизнес-начинания заключалась в усовершенствовании системы забора крови для анализов, без иголок, зато с помощью специальных пластырей. Гуманно, дескать, и безболезненно.
Холмс всячески строила из себя второго Стива Джобса, вербовала экс-сотрудников Apple, привлекала многомиллионные инвестиции и в итоге сколотила миллиардное состояние. Но передовые технологии Theranos так и не заработали в полную силу – в 2018 году компания закрылась, а за стремительным взлетом Холмс последовало головокружительное падение. Суд над «Джобсом в юбке» продолжается до сих пор. Максимальный срок тюремного заключения, грозящий Элизабет, – 20 лет.
Вообще эта история сама по себе слишком увлекательна, чтобы ее можно было совсем уж испортить. И создатели «Выбывшей» как минимум не испортили. А как максимум – сняли вполне достойный проект в духе чуть ли не упомянутого Аарона Соркина, который за 8 эпизодов практически не успевает наскучить. Во многом благодаря самоотверженному перформансу Сайфред, в чьих бездонных глазах отражаются все оттенки понятных человеческих переживаний, от радужных грез до убийственного отчаяния.
По сравнению с другим недавним сериалом о знаменитой мошеннице – «Изобретая Анну», «Выбывшая» получилась куда более логичной и стройной. Хотя есть ощущение, что Bad Blood Адама МакКея с Дженнифер Лоуренс в роли Холмс окажется посимпатичнее.
Комментарии