К 60-летию лирической комедии Георгия Данелии.
Все началось с идеи. Невероятно простой, но красивой и лаконично гениальной. За плечами молодого и талантливого поэта и сценариста Геннадия Шпаликова уже имелась отличная дебютная работа – киноповесть «Застава Ильича» (известна под более поздним названием «Мне двадцать лет», режиссером был Марлен Хуциев). Ему, конечно, пришлось помучиться с цензорами, которые настаивали на внесении то одних, то других правок. Даже сам Никита Хрущев критиковал эту ленту.
Тем не менее никто на Шпаликове крест не ставил, а его творческая душа требовала новых проектов. В голове сценариста начал формироваться замысел следующей картины, которым он поделился с Георгием Данелией. Их разговор режиссер вспоминает так:
«Ко мне пришел Гена Шпаликов и говорит: «Я классный сюжет придумал. Давай кино снимем?» Я спросил, какой сюжет. «Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?» – снова спросил я. «А дальше придумаем», – ответил Гена».
И работа закипела. Из Шпаликова и Данелии получился прекрасный тандем. Сценарист выдавал на бумаге «поэтические» варианты истории, а режиссер корректировал идеи коллеги, придавая им более кинематографический стиль. Постепенно сюжетный скелет обрастал деталями, образами, локациями и персонажами. В ранней версии сценария авторы заложили основу для всего произведения – сибиряк Володя Ермаков приезжает в Москву и встречает плутоватого, легкого на подъем Кольку. Как позже признался Данелия, профессия столичного юноши для сюжета не имела критического значения. Но он хотел отдать дань уважения своему отцу, бывшему главному инженеру Мосметростроя. Так Колька и пошел прокладывать подземные артерии столицы.
С названием картины тоже определились не сразу. Изначально она носила заголовок «Верзилы». После введения новых персонажей и сюжетных арок историю переименовали в «Приятелей», а когда она обрела финальные очертания, лента получила окончательное название «Я шагаю по Москве». С готовым сценарием Шпаликов и Данелия отправились в худсовет.
Но там энтузиазм творцов встретил сопротивление. Их видение ругали за отсутствие насыщенности действия, четкого сюжета и ключевого замысла. Члены худсовета не понимали, чем должны привлечь советского зрителя приключения беспечной молодежи на столичных улицах. Припомнили Шпаликову и его противоречивые решения в «Заставе Ильича» – уж больно новая картина напоминала его предыдущую работу.
Однако Данелия отступать не собирался. Он обратился напрямую к Владимиру Баскакову, который недавно как раз вступил в должность первого заместителя председателя Госкино. Весь их и без того лаконичный диалог можно свести к одному вопросу – «Сценарий без фиги?». Георгий Николаевич дал утвердительный ответ и получил зеленый свет на старт производства.
Пора было переходить к поиску актеров. В первую очередь Данелии требовались четверо исполнителей главных ролей. С поиском сибиряка проблем не возникло – постановщик пригласил Алексея Локтева, служившего тогда в Театре имени Пушкина. А вот метростроевца Кольку могли сыграть и Геннадий Бортников, и Виталий Соломин. Кандидатуру последнего даже вроде бы одобрил худсовет, но в дело вмешался случай. Шпаликов предложил на роль Кольки брата его приятеля Андрея Кончаловского (в то время Андрона Михалкова), молодого артиста Никиту Михалкова.
Георгий Николаевич поначалу скептически отнесся к этому предложению. С последней встречи с Михалковым он запомнил его подростком и «гадким утенком». Но Шпаликов стоял на своем, и Данелия все-таки решил встретиться с актером.
«Вызвали. Вошел верзила на голову выше меня. Пока мы бесконечно переделывали сценарий, вышло как у Маршака: «За время пути собачка могла подрасти», – говорил Данелия.
Сам Михалков, вспоминая съемки в фильме, называет их счастливым свободным полетом, который выпадает раз в жизни. По словам Никиты Сергеевича, ему очень повезло с ролью, потому что ему посчастливилось сыграть самого себя.
С поиском актера на роль молодого супруга Саши возникла курьезная история. Изначально его должен был сыграть Владимир Грамматиков, однако по иронии судьбы его, как и героя ленты, забрали в армию на три года. Авторам пришлось срочно искать замену. В это же время по «Мосфильму» в поисках работы разгуливали студенты Щуки Виктор Зозулин и Евгений Стеблов. Один знакомый на проходной киностудии посоветовал им обратиться в группу «Я шагаю по Москве». Так они и поступили. Сначала Данелия согласился только на фотопробы Зозулина, Стеблов его не воодушевил. Но ассистент по актерам Лика Авербах спасла положение для разочарованного студента.
«Лика Арновна Авербах мне рассказала потом: «Ты так жалостливо смотрел, что я решила тебе тоже сделать фотопробу». И вот она оказалась моим в буквальном смысле звездным билетом. Когда праздновали 30-летие фильма, я узнал, что на мою роль был уже утвержден и даже пострижен наголо другой артист…» – вспоминал Стеблов.
На роль Алены тоже предполагалось взять другую артистку. Продавщицей ЦУМа могла стать Наталья Селезнева, но в итоге в нее перевоплотилась Галина Польских. Ее, к слову, также привела на пробы Авербах. Светловолосая актриса ради роли пошла на легкие метаморфозы – Данелия не видел Алену блондинкой и попросил девушку перекраситься. Однако темный цвет не понравился ему еще больше. И Польских пришлось возвращать все как было.
Удивительным образом в «Я шагаю по Москве» собралась плеяда талантливых артистов. Как ветеранов индустрии, так и будущих кинозвезд. В эпизодических ролях зрители могли заметить Ролана Быкова, Льва Дурова, Ирину Мирошниченко, Инну Чурикову, Валентина Смирнитского и Ирину Скобцеву.
По большей части съемки проходили легко и непринужденно. Как будто звезды удачно сошлись. Особо важным элементом фильма была демонстрация красот столицы. Оператор Вадим Юсов проделал феноменальную работу, сделав Москву, по сути, главной героиней ленты. Бурлящий жизнью, беспечный летний город еще никогда не выглядел настолько завораживающим.
По словам Данелии, они с самого начала хотели снять сказку о Москве с ее потрясающими пейзажами и культурными достопримечательностями. Панорамные кадры столицы до сих пор вызывают восхищение, поскольку для того времени снять нечто подобное было невероятным. Юсов вспоминал, что «специальные люди» спрашивали у него, кто дал группе разрешение на съемки с вертолета. На это оператор парировал, что подобными вещами они не занимались, справившись собственными силами.
Отдельные элементы фильма дорабатывали прямо во время съемочного процесса. Так, вышестоящее руководство всячески обращало внимание Данелии на отсутствие в ленте смысла и конфликта. Назло критикам режиссер ввел в сюжет полотера-циника, которого герои принимают за писателя. В уста самозванца авторы вложили все те болезненные для творцов слова, сыпавшиеся на Данелию и Шпаликова. Полотер представлял собой олицетворение цензоров, которое мастерски воспроизвел на экране Владимир Басов. Его роль в «Я шагаю по Москве» можно отчасти назвать полноценным дебютом, поскольку прежде он снялся в трех эпизодах собственных фильмов.
Культовую заглавную песню тоже доделывали по ходу производства картины. Композитор Андрей Петров выполнил свою задачу по написанию мелодии, однако Шпаликов долго не мог придумать слова. По одной из версий, он сочинил стихи во время съемок сцены «Вечер. Засыпают памятники». Когда Данелия в тот день увидел коллегу, то сразу же поинтересовался, написал ли тот текст. Получив отрицательный ответ, режиссер через мегафон приказал Шпаликову немедленно придумывать стихи. Менее чем через час он вернулся с готовыми куплетами и припевами, которые в дальнейшем уйдут в народ и станут одним из символов «оттепели».
Во время сдачи фильма Данелия столкнулся с последним камнем преткновения. Госкино никак не могло определить жанр картины, считая, что для комедии в ней нет ничего смешного. Тогда авторы обозначили «Я шагаю по Москве» как лирическую комедию, ставшую основоположником нового метода киноповествования. После выхода ленты Данелии на советских экранах стало появляться все больше картин подобного жанра от других именитых мастеров. Забавно, что через несколько лет на съемках «Джентльменов удачи» режиссер вспомнит о введенном термине, иронично подписав фильм как «нелирическая комедия».
Премьера «Я шагаю по Москве» прошла 11 апреля 1964-го в кинотеатре «Россия». Как бы выразились сегодня, лирическая комедия взорвала советский прокат. В том году ее посмотрели 20 млн зрителей. Оценили картину и за рубежом, в том числе на Каннском кинофестивале, где Данелию наградили специальным дипломом жюри «Молодым кинематографистам за новизну и свежесть взгляда».
Основные награды смотра обошли фильм стороной, но одному французскому изданию так понравилась игра Никиты Михалкова, что, как признались журналисты, они бы незамедлительно наградили артиста «Золотой пальмовой ветвью». Свою «каннскую» премию он получит только через 30 лет в качестве режиссера – в 1994 году фильм «Утомленные солнцем» будет удостоен Гран-при жюри.
Комментарии