Кино

Дороже золота: Как снимали культовый истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Сложно осознать, что в момент, когда Никита Михалков снял «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему было всего 29 лет. Фильм по праву считается шедевром и образцом жанра, и таким успехом дебюта мало кто может похвастаться. Ко дню рождения маэстро – сегодня ему исполняется 79 – «КиноРепортер» решил детально разобраться в том, как создавался важнейший советский истерн, и попытаться понять, в чем все-таки заключается его магия, влияющая на поколения.

Однажды весной, в самом начале 1970-х, студент режиссерского факультета ВГИКа Никита Михалков, листая какой-то журнал, наткнулся на небольшую заметку. Там рассказывалось об ограблении поезда с золотом, шедшего когда-то давным-давно из Сибири в Москву, да так и недошедшего. Золото было экспроприировано у буржуазных элементов большевиками, потом его захватили белогвардейцы, потом оно переходило из рук в руки, но в конце концов оказалось у чекистов.

Нельзя сказать, что это какая-то из ряда вон выходящая история. Кино про поезд с золотом до этого, например, уже снял на Киностудии имени Горького Илья Гурин и тоже по реальным событиям, причем достаточно широко известным. В «Золотом эшелоне» (1959) речь шла про состав, в котором генерал Колчак пытался вывезти за границу золотой запас России. Кроме того, Михалков тогда, конечно, как и весь мир, был под впечатлением от спагетти-вестернов Серджио Леоне. В общем, как-то одно на другое наложилось, и было решено делать модный, в духе времени, советский вестерн.

За содействием молодой режиссер обратился к своему хорошему знакомому сценаристу Эдуарду Володарскому, с которым они сообща набросали сюжет будущего фильма в виде повести. Та получила название «Красное золото», и излагалась в ней фактически расширенная, более подробная версия того, что позже появилось на экране. Все персонажи и ключевые моменты те же, разве что развязка там чуть более изящная с точки зрения драматургии: Шилов с Лемке на закорках поспевают вернуться аккурат к разоблачению Никодимова, и Лемке обращается к нему по его настоящей фамилии.

Далее повесть стали конвертировать в сценарий, один из первоначальных вариантов которого с рабочим заголовком «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком» предполагал двухсерийный формат. На «Мосфильме» включили производство картины в план на 1972 год, но съемки пришлось отложить в силу непредвиденных обстоятельств. Никите Михалкову пришла повестка, и его направили служить, да не куда-нибудь, а в самый отдаленный конец Советского Союза на Камчатку.

Однако даром времени режиссер не терял, в редкие свободные минуты улучая возможность что-нибудь допридумать или переписать (что было не так-то просто, учитывая, что 117 суток он там провел в походе на собаках и оленях). И через год работа над картиной возобновилась как ни в чем не бывало.

Творческий коллектив сразу подобрался на редкость сплоченный, сплошь из близких товарищей. В частности, Александр Кайдановский, Юрий Богатырев и Александр Пороховщиков у Михалкова снимались еще в его дипломном коротком метре «Спокойный день в конце войны» (1970). А с оператором Павлом Лебешевым и художником Александром Адабашьяном Михалков и вовсе крепко-крепко дружил.

«В работе над этой картиной начал собираться тот костяк единомышленников, который в дальнейшем, обрастая новыми людьми, стал творческим ядром нашей группы», вспоминал впоследствии Никита Сергеевич.

Существует, правда, легенда, будто бы между Михалковым и Кайдановским в ходе подготовки к съемкам имел место весьма бурный конфликт. Так они якобы горячо дискутировали о трактовке образа ротмистра Лемке, что даже до рукоприкладства, говорят, дошло. Из-за чего Кайдановскому, на тот момент служившему в кавалерийском полку при студии, для успокоения прописали гауптвахту, но он все равно наотрез отказался сниматься в фильме, пока Михалков перед ним не извинится. Впрочем, сколько-нибудь достоверных подтверждений тому, что хотя бы часть из этого правда, нет. Но история красивая!

Как бы то ни было, 11 июля 1973 года съемочный процесс стартовал. В павильонах «Мосфильма» возвели интерьерные декорации, проводы красноармейцев под предводительством энергичного Забелина (Сергей Шакуров) на бой с бандитами организовали на бывшем конном дворе усадьбы Марфино в Подмосковье. Затем для съемок большей части натуры команда выдвинулась в Чечню. Вообще, сюжет фильма, по замыслу режиссера, должен был разворачиваться в Сибири, недалеко от границы с Монголией. Но из соображений целесообразности место действия перенесли на юг России.
Коренное население относилось к артистам в основном благожелательно, но бывали разные инциденты забавные и не очень. Адабашьян, например, свидетельствовал о столкновении с компанией подвыпившей молодежи, закончившемся избиением кинодеятелей из Москвы.

Позже массовка, набранная из числа настоящих джигитов, не так поняла озвученные расценки: конным 10 рублей, пешим 5 рублей. Они подумали, что это не им заплатят, а от них самих требуется выложить деньги за возможность принять участие в съемках. В итоге компетентные органы чуть не завели дело о взяточничестве.

Кроме того, чеченцы ни в какую не хотели изображать пассажиров поезда, который грабят разбойники: для них это было оскорбительно. А один особенно лихой горец с большими усами сыграл злую, но смешную шутку с профессиональными каскадерами. Было это так: каскадеры сидели и жарко, обстоятельно, в подробностях обсуждали постановку сложнейшего трюка с прыжком из седла на поезд, просчитывая скорость движения и прочие параметры. Он же, послушав этот разговор, вскочил на коня и играючи трюк исполнил (мимо как раз поезд в депо проходил) прямо у них на глазах и к немалому их изумлению.

Во многих сценах, подразумевавших опасность для жизни и здоровья, к помощи каскадеров вовсе не прибегали. Актеры сами отказывались от дублеров и страховки, предпочитая делать все самостоятельно. Юрий Богатырев, который, к слову, специально для фильма сильно похудел, питаясь одними капустными котлетами, на удивление быстро освоил с нуля верховую езду и вскоре уверенно держался на коне, точно заправский ковбой.

Гораздо сложнее ему давались сцены, связанные с применением рукоприкладства. Никита Сергеевич был в шоке, когда вдруг выяснилось, что его артист никогда в жизни не дрался и даже не умеет правильно сжать кулак. Когда же дошло до того эпизода, где Шилов колотит ротмистра Лемке, Богатырев вовсе впал в ступор. Как его ни уговаривали, все было бесполезно. Сам Кайдановский умолял: давай, врежь мне по ушам! Но нет.

Превозмочь себя артисту удалось благодаря случаю, который произошел незадолго до этого. Богатырев с подругой Нелли Игнатьевой заходили в ресторан, и в этот же момент оттуда выходил Кайдановский. Последний по неосторожности тяжелой дверью прищемил спутнице Богатырева палец, да так, что та закричала от нестерпимой боли. Воспроизведя этот момент в голове, Богатырев разозлился, и все у него получилось. Особенно правдоподобно вышла увенчавшая экзекуцию реплика: «Убью тебя, паскуда».

Самыми напряженными и опасными были сцены, в которых актерам приходилось взаимодействовать с бурной водной стихией. Съемки эпизода, в котором татарин Каюм (Константин Райкин) после неудачной попытки сбросить Шилова в стремительный горный поток сам наворачивается с обрыва, а тот бросается его спасать, чуть не обернулись трагедией. В том месте течение реки было очень бурным, к тому же глубину установить не было никакой физической возможности. Так что оба сиганули наудачу и чуть не утонули, но Богатырев и себя, и коллегу вытащил на берег. Стало быть, радость от спасения в голосе Каюма вполне натуральная.

«На тех съемках все было такое рисковое, молодежное, лихое… Ни на что особенно мы не рассчитывали, работая очень весело. Атмосфера была замечательная» это слова Адабашьяна, который в картине еще и как актер дебютировал, крохотной, но с ходу запоминающейся ролью. «Съемки были тяжелыми, но работалось прекрасно и азартно» это уже Михалков некоторое время спустя описывал свои впечатления в интервью.

В другом интервью Никита Сергеевич говорил, что его фильм прежде всего о дружбе. И действительно, дружеская атмосфера, безраздельно царившая, по свидетельствам многих, на площадке, ощущается в самой картине. Особенно остро и полно в эпилоге, когда под пронзительную мелодию Эдуарда Артемьева, сочиненную им, к слову, буквально на ходу, Забелин (Шакуров), Сарычев (Анатолий Солоницын) и Кунгуров (Пороховщиков) бегут обнимать бредущего из последних сил, но улыбающегося Шилова. И в момент встречи как бы возвращаются на годы назад, туда, где они молоды и счастливы.

Украсить эпилог таким красивым поэтическим образом придумал оператор Павел Лебешев. Предполагалось, что герои просто будут обниматься, и все. Но это было не то, требовалось добавить эмоций. Михалков сам ломал голову и всех призывал тоже поразмыслить. Идея с символическим перемещением в прошлое возникла у Лебешева только к концу съемок, когда цветная пленка Kodak, выделенная на картину, уже закончилась, и ничего другого не оставалось, кроме как использовать черно-белую. По этой же причине, кстати, и сцена ограбления поезда решена в аналогичной цветовой гамме: ее сначала отсняли в цвете, но из-за технического брака возникла необходимость дополнительных пересъемок.

Тем не менее это все в конечном счете сыграло на руку создателям, лишь еще больше обогатив фильм визуально. Хотя в нем и без того с избытком хватает смелых, новаторских для своего времени приемов и озорной эклектики. Никита Михалков со товарищи стремились прежде всего не рассказывать, а показывать, транслировать чувства.

Собственно, весь фильм это и есть головокружительная карусель сверхмощных чувственных визуальных образов, от снятого длинным планом прохода по темным коридорам в доме Шилова, в котором тревога нагнетается до экстремального максимума, до вальяжной прогулки есаула Брылова по шпалам, после которой этого чудесного злодея вообще больше никак представлять не нужно. Каждая из этих сцен отдельное самоценное сокровище.

В широкий прокат фильм вышел в конце 1974 года и был поначалу встречен весьма неоднозначно. Эстетские приемы, множественные отсылки к зарубежному кино и нетрадиционная манера повествования некоторых зрителей сбивали с толку. Сам режиссер позже честно признавался:

«Нам хотелось показать все, на что мы способны, поэтому так изобилует картина всякими излишествами мы явно перебрали в отношении насыщенности сюжета, трюков, колоритности фактур. Стремление к самоутверждению, в общем-то, не идет на пользу искусству: картина получилась затрудненной для восприятия».

Однако постепенно отношение к фильму менялось на полностью противоположное. Его искренне полюбили и до сих пор любят. Не за сюжет, наверное. А за красоту непредсказуемого полета творческой фантазии. За то, как он трогает душу. За покоряющих с первого взгляда персонажей. За диалоги, эффектно звучащие и вне контекста. Наконец, за те мудрые мысли, которые фильм доносит, и вечные ценности, которые в нем проповедуются. В частности, что друзьям следует непременно доверять. Потому что дружба дороже любого золота.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Старший сын»: Курс на сближение в Театре Олега Табакова

 Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается…

7 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Главные сериалы декабря и января

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки, которые скрасят грядущие зимние праздники.  «Первый номер» Всегда было интересно, как устроен мир современных…

12 часов назад

Новый фильм с Милошем Биковичем представят на Фестивале сербского кино в Москве и Петербурге​​​​​

С 6 по 8 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится Фестиваль сербского кино. Это ответное культурное мероприятие: с 27 ноября…

1 день назад

«КиноРепортер» рекомендует: Фильмы декабря и января, которые нельзя пропустить

Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах до и после Нового года.  «Безмолвное братство» Агент…

1 день назад

«Похищение эС»: Водоворот любви и ревности в Театре имени Моссовета

В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор…

1 день назад

Что-то аутоиммунное: Взлеты и падения «Доктора Хауса»

В ноябре 2004-го Грегори Хаус, гениальный диагност и ворчливый социопат, блестяще излечил первую пациентку – воспитательницу детсада с личинкой ленточного…

1 день назад