На этой неделе 55-летие отпраздновала Джиллиан Андерсон. Но вместо того чтобы с головой окунуться в фильмографию талантливой актрисы, «КиноРепортер» решил отдать должное главному проекту ее карьеры, определившему облик телевидения 1990-х и начала нулевых, – «Секретным материалам». О том, какое влияние сериал оказал на развитие ТВ и поп-культуру и как он сподвиг людей надеть шапочки из фольги, читайте в нашем материале.
Начнем с противоречивой точки зрения: «Секретные материалы» всегда были средним сериалом, который нельзя назвать вершиной телеиндустрии. Несмотря на нетривиальную завязку – два агента ФБР ищут доказательства существования пришельцев, – первый сезон может показаться неторопливым, а порой и вовсе откровенно скучным. Невысокие рейтинги стартовых эпизодов – явное тому подтверждение (105-е место из 128 в сезоне 1993–1994 годов).
Но как в таком случае X-Files смогли оказать столь значительное влияние на поп-культуру и телевидение в целом? Феномен сериала объясняется совокупностью факторов, главный из которых – затрагиваемые темы, нашедшие отклик у определенной аудитории. Аудитории, одержимой мистикой, конспирологией и крепкой верой в то, что зеленые человечки на самом деле существуют.
Помимо теорий заговора и НЛО в центре сюжета «Секретных материалов» – столкновение скептика с фанатиком, где персонаж Дэвида Духовны в буквальном смысле олицетворяет собой зрителя, который «хочет верить». Мастерски созданный контраст между Малдером и Скалли и заложил основу для дальнейшей популярности сериала. Поклонники героя, чью сестру якобы похитили инопланетяне, нередко ненавидели его напарницу, разбивавшую в пух и прах надежды на мистическое обоснование происходивших событий. Однако верить они все равно не переставали.
Именно на этом и строил свой проект Крис Картер, который постоянно заигрывал с фанатами, не предоставляя им каких-либо ответов. Поклонникам приходилось самостоятельно разбираться в мифологии и придумывать всевозможные теории. А удачно разбросанные повсюду конспирологические «хлебные крошки» только подпитывали интерес. Оригинальным решением было и включение в сюжет так называемых «монстров недели», обособленных историй, которые практически не влияли на основной ход повествования, но развивали мистическую сторону сериала с помощью, скажем, городских легенд и усиливали хоррор-составляющую. Отдельные эпизоды получились по-настоящему жестокими, кровавыми и пугающими и надолго опередили свое время.
Фан-база X-Files настолько разрослась, что стала движущей силой всего шоу. Популярности «Секретных материалов» способствовало время выхода, совпавшее с активным развитием интернета. Поклонники создавали фан-сайты и после премьеры очередного эпизода штурмовали форумы: обсуждали главную сюжетную линию с заговором, анализировали монстров недели и даже разрабатывали собственный языковой код (фраза «а потом у них был секс» появилась именно в фандоме «Секретных материалов). В общем, уже тогда они делали все то, чем многие пользователи будут заниматься в течение следующих 30 лет.
Довольно долго мифология «Секретных материалов» превалировала над персонажами. Драма и развитие героев вроде имели место, но из-за отсутствия должной проработки размывались на фоне конспирологии, мутантов, нечисти и пришельцев. Это, несомненно, затягивающий материал. Но спустя несколько сезонов с косвенным подтверждением некоторых теорий зрители настолько привязались к героям, что им стало важнее, когда уже наконец Малдер и Скалли начнут встречаться, нежели очередной размытый намек на существование НЛО. Сценаристы уловили изменение настроения аудитории и по-другому расставили смысловые акценты.
С любовью фанатов к центральной парочке пришла и слава к актерам, для которых «Секретные материалы» оказались ключевым в карьере проектом. Духовны и Андерсон долгое время не могли отделаться от образов Малдера и Скалли, как бы здорово они ни раскрывались в других фильмах и сериалах. И если в 2007-м известность Дэвида вышла на новый уровень благодаря писателю-бабнику Хэнку Муди из «Блудливой Калифорнии», то Джиллиан пришлось дожидаться «Полового воспитания», первый сезон которого явил себя миру в 2019-м. Так или иначе, в массовом сознании они навеки останутся прежде всего культовыми агентами ФБР.
Также X-Files стали удобной площадкой для раскрутки многих молодых талантов – и на экране, и вне его. Над рядом серий работали Говард Гордон и Алекс Ганса, которые в дальнейшем стали авторами сериала «Родина». Ким Мэннерс, снявший около 50 эпизодов, позже взял на себя обязанности одного из исполнительных продюсеров «Сверхъестественного». А для перечисления всех классных артистов, сыгравших в сериале, потребуется немало времени: Райан Рейнольдс, Берт Рейнолдс, Шайя ЛаБаф, Октавия Спенсер, Аарон Пол, Сет Грин, Джек Блэк и многие другие.
Без X-Files, возможно, не было бы и «Во все тяжкие» – в том виде, в каком мы сейчас знаем сериал про Уолтера Уайта. Однажды создатель шоу Винс Гиллиган, начинающий сценарист, получил предложение поработать над «Секретными материалами». В общей сложности он написал истории двадцати с лишним эпизодов, а самой значимой для его карьеры серией стала «Гонка», сюжет которой строился вокруг персонажа Брайана Крэнстона.
В то время актер был не особо популярен – настоящая слава пришла к нему после релиза комедийного ситкома «Малкольм в центре внимания» (2000– 2006). Когда Гиллиган начинал работу над «Во все тяжкие», в главной роли он видел только Крэнстона, однако руководители AMC пребывали в недоумении: они не верили, что комедийный артист сможет перевоплотиться в сложного персонажа уровня Уолтера Уайта. Шоураннер предложил начальству посмотреть «Гонку», и после этого все вопросы отпали.
И это лишь один из пример того, насколько важны «Секретные материалы» в контексте эволюции телевидения. Отбросим многочисленные отсылки, оммажи и пародии на культовый проект Криса Картера. Благодаря ему также появился сериал «Остаться в живых», авторы которого возвели теории, загадки, мистику и обратную связь со зрителями в абсолют. X-Files популяризировали тему недоверия к государству, которая наблюдалась в вышеупомянутой «Родине» и ֿ«24 часах». «Монстры недели» трансформировались в ключевой повествовательный элемент первых сезонов «Сверхъестественного». «C.S.I.: Место преступления» перенял от сериала цветовую эстетику и научный подход к поиску истины. А «Гравити Фолз» можно смело назвать «Секретными материалами» для самых маленьких.
«Секретные материалы», конечно, не назовешь идеальным сериалом. Зачастую хорошие эпизоды соседствовали с проходными, темп повествования нередко провисал, а под занавес оригинального шоу стало видно, насколько оно наскучило исполнителям главных ролей. Однако ему все равно удавалось удерживать у экранов зрителей, желавших увидеть подтверждение тому, к чему создатели X-Files вели их с самого старта – внеземная цивилизация и правительственный заговор существуют. Интриговало и развитие романтических отношений между ключевыми героями (ох уж эти шипперы!).
Влияние, которое сериал оказал на мировую поп-культуру, трудно переоценить. Может, сейчас «Секретные материалы» и выглядят как исчерпывающее пособие для тех, кто любит надевать шапочку из фольги (о чем говорят и неудачные попытки возродить франшизу). Но на тот момент они были однозначным прорывом, и наследие их прочно укоренилось в истории телевидения. Немало зрителей до сих пор благодарны Малдеру, Скалли и Крису Картеру за увлекательные вечера перед экранами и возможность поучаствовать в разгадке главных конспирологических тайн современности.
И помните: истина где-то там.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…